В преддверии празднования 70-летиия победы в Великой Отечественной войне АиФ-Калининград рассказывает об орденах и медалях Второй мировой. За каждой из них - судьба человека; случай, который перевернул жизнь и запомнился на долгие годы.
Калининградец Алексей Талызин награжден Орденом Отечественной войны - это первая советская награда, которую учредили для отличившихся в боях с фашистами. 28 марта калининградцу Талызину исполнится 95, но события военных лет он помнит отлично. Не дают забыть осколки, оставшиеся в нем «на память о Сталинграде».
Успели первыми
«В октябре 1942-го битва за город была в разгаре. Экипаж нашего «КВ-1» отправили на Сталинградский тракторный завод. Туда немцы заехали и мы. Наш танк против их танка, и у них еще две машины с пехотой. Расстояние - метров сто. Мы успели долбануть первыми. Пробили им башню, машина загорелась», - вспоминает ветеран.
Немцы давили. С тракторного завода экипаж нашего героя отошел на завод «Баррикады» и дальше. Последняя позиция - у подножия Мамаева кургана. Отступать было некуда.
«Шла бесконечная стрельба сутками, месяцами. Чтобы сохранить танк, мы закопали его в землю - одна пушка торчала. Спали урывками. Как-то уже зимой 1943 года в шесть утра два немецких Миссершмитта облетали город. Я дремал в башне. Стал открывать люк, и кто-то из них выстрелил. Попал в ребро башни - полетели осколки», - продолжает Алексей Талызин.
Ранило Алексея тяжело, но в госпиталь ехать отказался. Прооперировали, отлежался в землянке - и снова к ребятам.
Лоб в лоб
Из Сталинграда часть перебросили на Курскую дугу. И здесь опять попал в месиво. В июле 1943 года там сошлись сотни танков. Лупили друг друга лоб в лоб. Нашего героя уже на новом «Т-34» отправили отбивать железнодорожный узел Поныри.
«Немцы были в километре. Я к ним подлетел, командир кричит: «Лешка, дави!». Перед нами стояло их полевое орудие и человек 12. Двинул прямо на них. А впереди в роще заметил двух «Тигров». Мы успели выстрелить первыми», - помнит он.
«Убить» монстра с его броней в 80 мм считалось большой удачей. В тот день их экипаж подбил еще четыре танка «Т-4», две самоходные пушки, шесть полевых орудий и до 70 солдат и офицеров - так написано в наградном листе к ордену Талызина. Ближе к вечеру расстреляли все снаряды и сами стали мишенью. Башнер погиб, командира ранило.
«Танк горел, командир лежал возле него. Я тушил мотор и увидел, приближавшихся немцев. Схватил командира, затолкал его назад в башню. И тут опять удар. Мне оторвало ступню. Но надо же было выбираться!» , - рассказывает Алексей Николаевич.
Танк был практически неуправляемый. Все же дотянули до своих. Через двое суток попал на операционный стол - ногу хотели ампутировать. Алексей закричал: «Резать не дам!». Пока упирался, начался налет, свет потушили, его отправили назад в палату. А утром в госпитале появился старичок-профессор. Он и спас ногу - собрал из кусочков. Наш герой до сих пор ему благодарен.
После войны наш герой озеленял Калининград. В 50-х был начальником треста Зелёного хозяйства. Это он заложил парк на Острове, посадил знаменитые когда-то калининградские розы, красотой которых восторгались все приезжие. Но это уже другая история.