На прошлой неделе в башню Дона, в которой сейчас находится Музей янтаря, приезжала группа немецких туристов. Среди них -
87-летний граф Ханс Хубертус цу Дона. Правнук генерал-фельдмаршала Фридриха Карла Дона, в честь которого была названа башня, приехал в родной город...
Химчистка - по статусу
Граф Дона, живший в нач. XIX в., командовал 1-м армейским корпусом в Кёнигсберге и участвовал в разработке второго оборонительного кольца города. Сражался в битве при Прейсиш-Эйлау, а в 1812 г. поступил на русскую службу, чтобы бить Наполеона... Современный цу Дона - худенький старичок с тросточкой, слуховым аппаратом и очень ясной головой. Живёт в Майнце (западная Германия), до выхода на пенсию управлял сетью прачечных и химчисток. Ничего удивительного в том, что занимается химчисткой, граф не видит. Его предки всегда были предприимчивыми, просто в разные времена это выглядело по-разному. К примеру, в Восточной Пруссии было 5 королевских загородных дворцов. Условием для присвоения дворцу такого статуса было наличие в нём отдельных покоев для короля и его семьи. 3 из 5 замков принадлежали семейству Дона.
- В XVIII в. построить дворец означало дать региону работу и деньги, - объясняет цу Дона. - Важно было показать себя. У заметного человека появлялись шансы на более высокий пост... А я вот в XX в. занялся малым бизнесом. Титул мне только помогал. Люди, узнав, что я - граф, всегда думали: "Он - порядочный. Если уж граф - точно не обманет...". Я действительно чувствую обязанность не опозорить свой род. Это заставляет меня совершенствоваться.
Покушение на Гитлера
Во II мировую все крупные дворцовые усадьбы Дона, кроме одной - Дёнхофштедт, были уничтожены. Его родственники готовили покушение на Гитлера.
- В моей семье было негативное отношение к Гитлеру, - говорит он. - Брат моего отца - Генрих цу Дона участвовал в подготовке покушения на него. В случае успеха он стал бы президентом провинции Восточная Пруссия. Покушение 20 июля 1944 г. не удалось. Дядю казнили через повешение... Война, а потом передел границ, казалось, навсегда отрезали мне путь домой. Сейчас для меня находиться в башне "Дона" - большое событие. Кто бы поверил, что такое возможно ещё лет 20 назад? Я здесь чувствую себя дома.
Ханс Хубертус родился в 15 км от Кёнигсберга, в имении Вальдбург. Когда-то там был 2-этажный, с высокой крышей дворец в стиле барокко, огромный парк.
- Там ничего не осталось, но меня всё равно туда тянет, - признаётся цу Дона. - Первый раз приехал после открытия границ с женой Ангеликой и детьми. Тогда область производила угнетающее впечатление. Но с тех пор многое изменилось. Вчера, например, проехал по новому автобану (Приморское кольцо). Дороги улучшились. И город наполняется жизнью. Это очень радует.