Теперь вместо разрешения на работу трудовому мигранту нужен патент. Ему придется доказать, что он здоров, знает историю, язык и законы РФ. Некоторые мигранты уже пакуют чемоданы, бизнес в растерянности: кем их заменить?
Потоки упорядочат
До 2015 года трудовые мигранты из Узбекистана, Украины, Таджикистана чувствовали себя в нашей области комфортно. Получившие квоту предприятия оформляли им разрешение на работу - в среднем около 10 тысяч в год. УФМС выдавало столько же патентов на работу физлицам. В итоге официально трудоустраивалось 20 тыс. мигрантов.
«Правительство Калининградской области контролировало только квотированную рабочую силу. Обладатели патентов выпадали из поля его зрения. Невозможно было понять, сколько у нас рабочих мигрантов, в какой сфере они трудятся и кем, - говорит ведущий консультант Департамента социально-трудовой сферы и информационных технологий регионального министерства социальной политики Андрей Сиротинский. - С 2015 г. квоты и разрешения отменили - мигранты из безвизовых стран должны получать в УФМС патенты на работу. Власти смогут отслеживать, сколько их выдано и кому. Это упорядочит трудовые потоки. Не исключено, что приезжих станет меньше».
С 1 января трудовой мигрант подорожал для нашего бизнеса вдвое. Привезти его в Калининград и оформить по всем правилам, по данным министерства социальной политики, обойдется в 40 тысяч рублей. Сумма включает оформление в УФМС патента (от 16 тысяч рублей) и первую зарплату.
«Трудовой мигрант обязан иметь страховой медполис, справки об отсутствии опасных инфекций, наркомании, а также подтвердить знание языка, истории и законов РФ», - уточняет ведущий специалист по связям с общественностью регионального УФМС Светлана Соловьева.
Боятся экзаменов
Экзамен по языку особенно пугает мигрантов.
«За пять лет экзамен по русскому языку у нас сдали около 500 иностранцев. С 2012 года мигранты его проходят для получения разрешения на работу. Им нужно подтвердить лишь базовые навыки для повседневного общения, поэтому ничего страшного в испытаниях нет», - успокаивает директор Центра русского языка БФУ им. Канта Татьяна Цвигун.
Пока массовых отъездов из-за несданных экзаменов не наблюдается, хотя многие мигранты уже пакуют чемоданы. Бизнес подстраховал себя на какое-то время и успел оформить по старым правилам более 16 тысяч патентов и разрешений на работу на 2015 год. Но когда их действие закончится, придётся столкнуться с оттоком рабочей силы.
«Предприниматели пока в растерянности, но уже ясно, что государство не заинтересовано в трудовых мигрантах. Поэтому придется понять, с кем работать. Где-то вырастут зарплаты, кто-то уйдёт с рынка, но трагедии в этом нет», - считает пресс-секретарь Калининградской торгово-промышленной палаты Денис Колотовкин.
Такая встряска может пойти бизнесу на пользу. И он переключит внимание с дешевой рабочей силы извне на калининградский и российский рынки труда.
«Ужесточение правил для трудовых мигрантов может привести к тому, что они начнут заезжать по туристической визе и работать нелегально, - считает генеральный директор «Международного миграционного центра» Абдукахор Расулов. - Надо упорядочить процесс, помочь мигрантам, ведь местные кадры не придут вместо них на стройки, не станут к конвейеру, не начнут мести дворы. Иностранцы работают больше и на менее престижных местах. Их отток местный рынок труда качественно не улучшит».