Сейчас на территории МКП "Калининград-ГорТранс" на ул. Киевской лежит 1976 тонн брусчатки, снятой с калининградских улиц. Ещё 15 тыс. тонн - на площадках частных подрядных организаций на ответственном хранении.
Напомним, калининградская общественность заволновалась после того, как в начале года городские власти запланировали масштабный капремонт улиц и выложили в интернет их список. Оказалось, что в перечень адресов, где снимут брусчатое покрытие, попали районы исторической застройки. Вопросов возникло множество: какими соображениями руководствовался город, когда решал, где убрать брусчатку? Куда вывозят снятый камень? Стали появляться заграничные покупатели, желающие приобрести тонну-другую кёнигсбергской "шашечки"... Тогда и создалась инициативная группа калининградцев, вставших на защиту местного колорита...
Экскурсию по складу брусчатки для общественников проводили председатель комгородского имущества Александр Зуев и начальник "Калининград-ГорТранса" Анатолий Мухомор... То, что представители инициативной группы увидели в троллейбусном депо, их заметно огорчило: груды камня вперемешку с песком и дорожным мусором, кое-где уже выросли деревья.
- Удивляться тут нечему, - объяснил Зуев. - Ведь как проходил демонтаж: сгребали всё бульдозером, грузили экскаватором... Сколько в итоге среди этого бута чистой брусчатки?.. Это сейчас мы рассматриваем исторический камень как важный актив. А ещё четыре года назад он считался строительным мусором, которым закладывали ямы.
Такой "мусор", тем не менее, можно было продать и купить: бесплатно его никто не раздавал.
Камушки - в казну
- В области и сейчас разбирают огромное количество дорог. Десять лет назад лично покупал брусчатку для обустройства двора по 3 тыс. руб. за машину, - разоткровенничался" Анатолий Мухомор.
- Мне подсказали, где разбирают,- в пос. Озерки Зеленоградского района... А на Бальгу давно ездили? Там половины дороги уже нет.
Между тем сейчас куб шведской брусчатки стоит 36 руб. Год назад в МКП "Калининград-ГорТранс" тоже делали оценку. Камушки размером 20Х20 см оценили в 22 руб., 10Х10 см - в 10 руб. за штуку...
Четыре года назад руководство города впервые за всю послевоенную историю Калининграда признало, что брусчатка не мусор, и решило принять её в казну. Провели ревизию всех площадок, на которых она хранится...
- Там просто гуртами лежали вперемешку песок, ломаный асфальт и камень, - вспоминает Зуев. - Не скрою, были сомнения: а сколько чистого камня, без примесей, мы в итоге получим с этих площадок? Решили как можно скорее всё посчитать и свезти на хранение на территорию муниципального предприятия... По новому постановлению горадминистрации, брусчатку, снятую с улиц, принимают на хранение только в очищенном виде.
Кстати, на площадке "Калининград-ГорТранса" общественникам показали и небольшие горки чистого камня - то, что сотрудники депо успели перебрать своими силами.
Укладывать не умеют
Как распорядиться имеющимися в наличии 17 тыс. тонн исторического камня, руководство города пока не решило. Но склоняются к мысли, что материал будет использоваться на городских объектах, там где нужно добавить исторического колорита.
- В комитет поступало немало заявок на отпуск брусчатки, - говорит Александр Зуев. - Но пока нет нормативных актов, по какому механизму отпускать этот материал, мы их отклоняем. Отсюда камень брали только на три объекта: детсад N1, филиал Историко-художественного музея и на восстановление трамвайных путей на ул. 9 Апреля.
Общественники посетовали, что с учётом чистых объёмов камня пока полная неясность, но результатами встречи остались довольны.
- Радует, что администрация настроена не продавать камень, а возвращать его на улицы, - говорит активист инициативной группы, менеджер культурных проектов Ольга Юрицина. - Но дальше опять сплошные вопросы: как будем ремонтировать улицы? Силами каких организаций? Как город может повлиять на качество работ? Ведь отрицательное отношение к брусчатке у горожан большей частью оттого, что у нас её просто укладывать не умеют. В городе всего одна дорожная организация в состоянии ровно положить брусчатку. Но они ценят свою работу, поэтому конкурсы чаще всего проигрывают (подряд получает тот, кто предложит самую низкую цену). Специалистов по булыжному покрытию не хватает. Может, на базе какого-то училища ввести курс по укладке брусчатки?
Инициативная группа горожан - защитников историко-культурного наследия работает около двух месяцев, но результаты уже есть: спасено историческое дорожное покрытие на улице Грига ("АиФ", N12, от 21 марта 2012 г.).