Водолаз Сергей САФОНОВ всю жизнь служит в Балтийске. Долгое время участвовал в подготовке бойцов морского спецназа. Сейчас трудится в Северо-Западном филиале Госакваспаса. Его команда специализируется на подъёме боеприпасов. Работали на Сахалине, в Кронштадте и других точках страны, напичканных снарядами Второй мировой. Специалистов такого класса в России единицы.
Недавно наш земляк вернулся с операции по подъёму "Булгарии" и рассказал нам, почему судно подняли не 16 июля, как было обещано, а на 10 дней позже...
Игрушки на пирсе
- 11 июля мне позвонил из Москвы замначальника Госакваспаса Николай Колосков, - вспоминает Сергей Фёдорович. - Сказал: "Готовьте людей для ликвидации ЧС... По аналогии с "Нахимовым" (в 1986 г. судно потерпело крушение около Новороссийска, погибло 423 чел.). Потом увидел новости о крушении "Булгарии". Супруга, Галина Николаевна, сцен прощания не устраивала. И собирался недолго: всегда наготове тревожный чемоданчик.
На следующие сутки в 23.10 Сафонов уже был в Казани, а в 3 утра - на месте трегедии в пос. Куйбышевский Затон.
- Организацию работ при таких авариях прекрасно знаю. Но к человеческим жертвам, как ни готовься морально, не привыкнешь, - признаётся Сафонов.
Водолазы должны были извлечь тела пассажиров и собрать данные для проекта подъёма судна. Оно залегло на боку на глубине 20 м и было засосано на 3 м в ил... Наш земляк руководил водолазами, которые поднимали теплоход. То, что они увидели на судне, было страшно: следы паники - выломанные дверные ручки, разбитые иллюминаторы. Некоторые пассажиры надели жилеты, но не выбрались. Позже выяснилось: погибали и от сердечных приступов...
- Жили мы на теплоходе "Арабелла", который подобрал тонущих, - говорит Сафонов. - Жара под 40, без кондиционеров. Но гораздо тяжелее было видеть родственников жертв и пирс, усыпанный цветами и игрушками.
Политическое решение
Ещё четверо наших водолазов: Владимир Ковалёв, Александр Ражин, Олег Бабич и Денис Менгулов - прибыли 20 июля. Работали на износ.
- Сбои в работе возникали лишь от того, что на нас давили, - вспоминает Сафонов. - Руководство спешило. Но одно дело озвучить политическое решение, а другое - выполнить: сроки заявили нереальные. Над замминистра транспорта висел дамоклов меч: поднимешь "Булгарию" - будешь в кресле, не поднимешь - прощайся. Из-за спешки иногда принимались ошибочные решения. Замначальника Госакваспаса Николай Колосков на совещаниях предупреждал: так нельзя. Не слушали. А он оказывался прав. Мы же старались, несмотря ни на что, не подвергать людей дополнителной опасности...
На фото с "Булгарии" вещи, мебель вперемешку... Под водой приходилось продираться через этот хаос. Видимость почти нулевая. Вода заражена. Работали в замкнутом пространстве: водолаз входил в ловушку, которая могла захлопнуться... При подъёме судна оборвался строп, к счастью, люди не пострадали... После подъёма нашли ещё 8 погибших. Двоих Сафонов забыть не может: вырезали отверстие для откачки воды и обнаружили в каюте девушку и мужчину... Работать было тяжело: смрад, духота... Миссия наших спасателей была окончена 25 июля неожиданно.
- Приехали на обед, а нам - мол, убирайтесь, больше в вас не нуждаемся, - обижается водолаз.
Сын шахтёра
- Мне, как профессионалу, было приятно наблюдать, как работают опытные водолазы Подводречстроя. Последние специалисты доживают, - грустит мой собеседник. - Водолазная служба России разрушена, остались отдельные "эпизоды".
Сафонов на службе с 1973-го. Ещё до призыва оказался в Севастополе. Смотрел, как люди спускаются под воду, стало интересно. Поэтому он, сын шахтёра, попав в армию, сразу попросился в водолазы. Позже окончил Севастопольское высшее военно-морское училище.
- Давно набрал 3,5 тыс. часов под водой, - машет рукой Сафонов. - Были неприятные случаи на глубине. Однажды, думал, живым не выйду, но обошлось.
Сейчас спасатель готовится к новому заданию: решается вопрос о подъёме 30 бомб, найденных на Виштынце. Скорее всего, ими займётся его команда.
Мнение
Замначальника Центра по спецработам Северо-Западного филиала Госакваспаса Геннадий ТАРАСЕНКО: "Работа водолазов связана с риском. Нужно учесть всё: глубину, видимость, волнение. Сергей Сафонов умеет и работу сделать, и, главное, при этом людей не загубить. Я спокоен, когда он руководит заданием".