Так уж получилось, что нашей редакции при очередном переезде достался телефонный номер, который раньше принадлежал «Форпост Балтика Плюс» - организации, вывозящей и разминирующей боеприпасы. Теперь практически ни одного дня не обходится без сообщения об очередном найденном снаряде или мине. Калининградцы рассказывают, что чуть не подорвались в своём огороде или на отдыхе в лесу. Наша земля начинена «опасным железом».
Ржавый «гостинец»
Как нам рассказали в Главном управлении МЧС России по Калининградской области, общее количество всех невзорвавшихся боеприпасов в нашей земле и прибрежной зоне - более чем 1,35 млн штук. Мины, бомбы, снаряды сами выходят на поверхность, на них случайно натыкаются во время строительства или специально отрывают «чёрные копатели».
В калининградском садовом товариществе «Победа» огородники пошли за речным илом (это отличное удобрение) к овражку и наткнулись на артиллерийский снаряд - тот вылез из-под воды. Подумали сначала, что это ржавая банка. Хотели вытащить, но Бог уберёг - засомневались. Вызвали полицию. Оказалось, правильно сделали.
Полтора месяца назад на берегу речки Северной, у погранзаставы Дюнная в Славском районе, местные рыбаки наткнулись на бомбу.
Её верхушка торчала из прибрежного песка у кромки воды. Видно, во время ледохода её потёрло льдами и она показалась на свет, пролежав в песке почти 70 лет. Вся ржавая. Позвонили в МЧС. На место приехал начальник отдела по делам ГО и ЧС района Евгений ПОКАТАЕВ.
- Бывает такое, что люди принимают за снаряды консервные банки и другие железяки, - рассказывает он. - Но тут действительно оказалась советская фугасная авиабомба (ФАБ-100) - 40 кг взрывчатого вещества. Над песком виднелись два взрывателя в боевом положении. Полиция уже выставила оцепление... Ситуацию осложняло то, что бомба вылезла почти на самой границе с Литвой. Речка Северная как раз разделяет два государства. До ближайшего литовского города Русне - всего 3-4 км. Речка неширокая. С той стороны - литовская погранзастава, рыбаки, туристы. Не дай Бог рванёт! При нынешних напряжённых отношениях между нашими странами последствия предсказывать не берусь. Кто бы там разбирался в причинах?..
Возле фугаса собралась группа людей в форме. С той стороны реки забеспокоились - стали смотреть в бинокли, что у нас за оживление такое... Подъехать с берега к бомбе оказалось невозможно. На себе железяку весом в сто кило не утащишь. Пришлось вывозить по реке на катере. Вышли из Матросовки Полесского района, добрались до бомбы, погрузили - и назад, аккуратненько вдоль российского берега. Всё это время литовские пограничники пристально следили за нашими сапёрами в бинокль... Фугас взорвали на полигоне.
А на днях, 6 июля, на пляже недалеко от посёлка Куликово взорвалась мина. Компания отдыхающих из восьми человек решила приготовить обед. Молодёжь разожгла костёр и отправилась купаться. Тут и рвануло. Вызвали полицию. Оказалось, в песке пряталась мина образца 37-го года. Чудо, что никто не пострадал.
Так, в прошлом году от взрыва снаряда большой мощности под Калининградом погибли два «чёрных копателя». Молодой экскаваторщик остался без руки, зацепив ковшом за снаряд. В марте этого года 52-летний житель Нестеровского района лишился стопы, когда пытался вскрыть артснаряд. Где подстерегает очередная трагедия? Сегодня такого количества подрывов людей, как после войны, а их было, по официальным данным, около 500 (в том числе 260 погибших), конечно же, нет. Но жители области продолжают гибнуть и калечиться от неразорвавшихся боеприпасов.
Нужен закон
ственных карманов.
Сейчас ситуация изменилась: население Калининградской области за очистку своих огородов от снарядов не платит. Эти расходы ложатся на муниципалитеты и юрлиц. Но регионального закона, позволяющего заняться очисткой территорий от боеприпасов не точечно - по вызовам, а повсеместно, до сих пор нет. В 2010 году депутаты областной думы пытались принять такой закон, но после прохождения двух чтений на него наложили губернаторское вето из-за несоответствия федеральному законодательству.
- Сегодня мы уже не монополисты. Вместе с нами очищают область от сюрпризов войны сапёры Министерства обороны. Работать мешает отсутствие регионального закона, который чётко определил бы организацию и порядок очистки местности от взрывоопасных предметов в области. В Питере такой закон есть. Надо заниматься не точечным, а сплошным разминированием территорий. Работы здесь минимум на 20 лет!
- Моя работа связана с подъёмом неразорвавшихся снарядов с поверхности затопленных во время войны барж, морского и речного дна. Скажу однозначно: опасность подрыва для населения существует всегда, а с годами ситуация только усугубляется! Корпус снарядов со временем разрушается, и они становятся более хрупкими, что ли, поэтому ни в коем случае нельзя трогать их руками и пытаться самому переместить куда-то! И вообще, понимая, на какой территории мы живём, какое у нас наследие, надо проявлять бдительность. Вот, к примеру, в Зеленоградске, где-то в ста метрах левее спасательной станции, у самого пляжа, под слоем песка в воде лежит затопленная немецкая баржа со снарядами. Опасность - всего в 50-100 метрах от ничего не подозревающих купающихся и загорающих людей. Спасатели знают об этом и следят за ситуацией на пляже, но мало следить. Надо активнее избавляться от опасного наследия войны как на земле, так и в воде.