Примерное время чтения: 5 минут
1219

Тихий подвиг. Вдовы погибших под Зеленоградском военных 40 лет ищут правду

Надежда Ловчикова даже спустя 40 лет продолжает любить своего Пашку.
Надежда Ловчикова даже спустя 40 лет продолжает любить своего Пашку. / Станислав Ломакин / АиФ

14 июля 1975 года военно-транспортный вертолет Балтфлота разбился в районе поселка Кострово Зеленоградского района. Погибло семеро военных. Вдова одного из них, Павла ЛивчиковаНадежда 40 лет пытается пролить свет на давние события. Для нее до сих пор не все ясно в этой трагической истории.

В двигатель попала птица

О той катастрофе сухим языком цифр и фактов писали в военных СМИ: военнослужащих и гражданский персонал авиационной военной части на Балтийской косе перевозили на литовскую базу «Арегала». На одном из вертолетов, как установила комиссия по расследованию причин катастрофы, отказал двигатель. Скорее всего, из-за того, что в него попала птица.

Ми-6 пошел на вынужденную посадку. Неудачно приземлился в канаву, которой не было видно с воздуха, завалился набок, повредил баки, машина вспыхнула. Пассажиры выбирались с трудом, через форточку в кабине экипажа, которую удалось выбить. Погибли те, кто находился в задней части грузовой кабины - им путь к выходу перегородила лопасть.

За два года до этого ЧП Павел Ливчиков окончил Иркутское военное авиационно-техническое училище. Его вдова говорит, что из полутора тысяч выпускников только 27 направили служить в морскую авиацию. В их числе был ее Павел. Поехали на Балтийскую косу, где на вооружении тогда стояли самолеты-амфибии - Бе-12. 

В конце 2014 года Балтфлот передал в Музей Мирового океана гидросамолет «Бе-12», единственный сохранившийся из целой эскадрильи. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

«Когда родился сын, Пашка был так счастлив, - вспоминает Надежда. - Песни ему посвящал. Даже когда ночью с полетов возвращался, брал гитару и пел: «У меня родился сын, полноправный гражданин…». Помню, как провожали его в последнюю поездку в «Арегала». Он обнял, а у меня почему-то в голове быстро так промелькнуло, что вижу его в последний раз».

Надежда говорит об одном обстоятельстве, о котором не писали в газетах, но говорили в части: когда у вертолета отказал двигатель, он летел над железной дорогой, где шел пригородный поезд. Пилоты старались отвести машину в сторону, чтобы не попасть в дизель. Летом он битком набит пассажирами.

После трагедии Надежда осталась одна с годовалым ребенком. В следующие полгода ей пришлось очень тяжело. От голода и горя вся высохла. Спасала соседка, которая приглашала к себе обедать. Через полгода Ловчиковой дали пенсию и квартиру в Калининграде. 

«Только через 30 лет я узнала, что всем вдовам назначали пособие на детей, - рассказывает Надежда. - По тем временам - большие деньги. Почему до меня они не дошли? До сих пор пытаюсь это выяснить».

Ищет свидетелей

Сейчас у Надежды Григорьевны все хорошо: замечательный муж, двое взрослых детей, внуки. Но события 40-летней давности не дают покоя.

«Эти люди погибли не просто так. Они отвели удар от поезда, - говорит она. - Я в 1975 году ездила в том же поезде почти каждую неделю на кладбище. Пассажиры, узнав меня, говорили, что видели падение вертолета. Мне бы взять да записать их имена, телефоны. Но тогда не до того было. Теперь жалею».

Вдова другого погибшего - пилота Владимира Гололобова - Зоя Журко тоже рассказывает о пассажирах дизеля Калининград - Балтийск, видевших упавший вертолет. Женщина считает, если пилот действительно уводил его от состава, его нужно отметить как героя.

Бывший командир войсковой части 30945 Валерий Цоколов - один из выживших в той аварии. Всего в вертолете было около 30 человек.

«Падение было контролируемым, - вспоминает он. - Впереди - лес, поэтому вертолет развернулся и направился к поляне рядом с железнодорожной полосой. Сначала мы не волновались, думали, сядем, а потом нас заберут отсюда на машине. Но потом вертолёт вспыхнул - и вот тогда стало страшно. Мы выбрались сами, помогли другим. Там было много женщин - поваров, официанток с авиатехбазы. Нужно было успеть отбежать от машины, потому что и горело, и снаряды срабатывали. Насколько я помню, поезд на путях появился минут через пять - десять после падения вертолёта. Мы пытались его остановить, чтобы он забрал раненых. Но дизель проехал мимо».

Надежда Ловчикова хочет восстановить детали катастрофы, ищет свидетелей. Если вы были среди пассажиров того поезда, позвоните в редакцию по тел. 8 (4012) 99-10-87.

Кстати
За три года до трагедии в районе Кострово самолёт Ан-24Т авиации Балтфлота потерпел крушение в сложных метеоусловиях, зацепив дерево. Он рухнул на здание детсада в Светлогорске. Погибли 34 человека: в том числе 23 ребенка и три сотрудника детсада. На месте крушения сейчас стоит часовня.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах