Эксперты ГК FOREX CLUB рассказали калининградским журналистам, как изменятся цены на нефтепродукты в ближайший год и на перспективу и можно ли на этом заработать.
- В мире существенно увеличилось потребление нефти развивающимися странами: Китаем, Индией, Бразилией, СНГ.., что значительно опережает темпы добычи сырья и является главной причиной его подорожания, - говорит руководитель Информационно-аналитического центра ГК FOREX CLUB на Украине Николай ИВЧЕНКО. - Цена на нефть начала расти с 2008-2009 гг., и эта тенденция продлится ещё 10-15 лет. Свободная мощность добычи нефти на сегодня - 3, 6 млн баррелей, в следующем году она упадёт до 3, 44 млн. Дисбаланс между спросом и предложением, плюс военно-политические конфликты в мире толкают цены на нефть вверх. Котировки нефти марки Brent в течение года после кратковременного летнего снижения придут к максимуму 2008 г.: $135-145 за баррель, что на 20-25% выше текущего уровня. Базовый прогноз международного валютного фонда - к 2020 г. нефть подорожает в три раза и достигнет отметки - $366 за баррель. Пессимистический прогноз - рост цен в 7-8 раз! Так что самое время сменить свой автомобиль на малолитражку. Я так и сделал, - говорит H. Ивченко.
26 руб. - за литр АИ-92
Аналитик ГК FOREX CLUB Дмитрий ВОБЛИКОВ проанализировал цены на нефтепродукты в России и Калининградской области в частности.
По его словам, с января стоимость бензина марки АИ-92 в стране увеличилась на 1 руб. 95 коп. В нашем регионе - на 4% дороже, чем в большой России.
Почему в стране - главном добытчике в мире углеводорода - растут цены на топливо?
- На настоящий момент цены на бензин сформированы из размера $104 за баррель (цифры конца февраля), - рассуждает Дмитрий. - Известна тенденция: стоимость бензина отстаёт от стоимости удорожания нефти в среднем на 3 месяца. Каждое увеличение стоимости нефти на $10 отнимает у автомобилиста 30 коп. Прогноз неутешительный: до конца августа бензин подорожает на 70 коп., литр АИ - 92 будет стоить 26, 11 руб.
По мнению экспертов, главная причина роста цен на бензин - дисбаланс спроса и предложения. Экспорт нефтепродуктов из России за первые 5 месяцев этого года увеличился на 67%. 1 мая пошлины на экспорт нефти правительство подняло на 44%. Но эти меры, призванные заполнить брешь в госбюджете, проделали её в наших карманах. Добавляет печали автовладельцам и сложившаяся в стране система налогообложения, которая дестимулирует производителя наращивать производство и поставки нефтепродуктов на российский рынок, - с января 2011 года будет происходить поэтапный рост акцизов на бензин на 1 рубль на литр.
- Стоимость бензина в Калининграде всегда была выше среднероссийской, - продолжает аналитик. - В апреле, когда проходили выборы в облдуму, этот негативный момент был сглажен. Сейчас цены на бензин в регионе даже чуть ниже среднероссийских, но в августе калининградцев ждёт существенное подорожание, и к концу года рост цен продолжится. А вот перебоев с поставками и дефицита топлива не предвидится - власти региона протестные настроения не нужны.
К слову, когда происходит снижение цен на нефть, самое время вкладываться в те или иные активы. Хорошим выбором может стать открытие счёта в компании FOREX CLUB, где можно купить контракты на нефть, не выходя из дома.
Нужен ли нам завод?
Сегодня янтарный край сильно зависит от поставок нефти из большой России, причём 70-80% стоимости бензина - затраты на его транспортировку. Влияние ФАС на этот рынок сильно ограничено. Со строительством своего нефтеперерабатывающего завода в регионе появилась бы возможность регулирования цен на бензин. Но здесь есть как плюсы, так и минусы. Положительные моменты связаны с экономикой: это увеличение валового регионального продукта, создание новых рабочих мест, развитие аффилированного малого бизнеса (так называемых предприятий-"липучек"). Минус один: с точки зрения экологии строительство завода для области губительно.
К тому же строительство крупномасштабного современного предприятия, окупаемость которого 7-8 лет, эффективно лишь при условии налоговых преференций. Инвестора как минимум нужно избавить от налога на прибыль. В департаменте промышленности области этот вопрос не раз обсуждался, были даже компании-интересанты из Китая, но проект лёг под сукно.
Товары подорожают
Есть ли другие пути решения бензинового кризиса? Выходом из ситуации могло бы стать понижение акцизов - когда нефть дорожает, можно прибегнуть к данному шагу - или отмена повышения акцизов. Если Правительство РФ будет и далее придерживаться своих планов: повышение акцизов каждый год на рубль, бензин будет дорожать, а за ним и транспортные услуги, и все товары. Выход из тупика также невозможен без развития конкуренции, независимой добычи, транспортировки нефти, увеличения количества независимых автозаправок. Хотя огромное количество разрешений, неучтённые "левые" платежи и прочие "подводные камни" делают это практически нереальным.
Страна нуждается и во временном продлении разрешения на производство бензина Евро-2. Переход на новый стандарт и закрытие заводов на модернизацию (на сегодня в России таких - 4) приводят к дефициту бензина на рынке и росту его стоимости.
Можно, конечно, пойти по пути Венесуэлы и волевым решением установить цену - 14 коп. за литр бензина, но этот вариант эксперты называют фантастичным.
Хотите попробовать себя в роли брокера? FOREX CLUB приглашает вас на уроки финансовой грамоты в Калининградский деловой центр. Занятия проводятся каждый понедельник, в 18.30, 5-й этаж, каб. 9-11. Тел. 71-66-64.Реклама