Фотограф и блогер Виталий Климов доехал из Калининграда в Танжер (Марокко) на велосипеде за 31 день. Он преодолел более 4 тысяч километров пути! Это далеко не первая его экспедиция — он последние 10 лет колесит по Европе. Своими наблюдениями о разных странах он поделился с журналистом «АиФ-Калининград».
Кому в ЕС жить хорошо?
Евгения Бондаренко, KLG.AIF.RU: - Как в разных странах реагировали на то, что ты - русский?
Виталий Климов: - Мало кто чётко представляет себе, где Россия. Многие уверены, что это в районе Сибири. Порой пытался подбирать слова: «Раша», «Россиа», «Руша» - не понимали. А скажешь «Путин» - сразу кивают: мол, из Москвы!».
Больше всего иностранцы жаловались на то, что в Россию сложно попасть из-за проблем с визами, регистрацией и так далее. Верю. Ко мне бабушка из Литвы приезжает и тоже проходит эти эпопеи с приглашением, страховкой. Всё выливается где-то в 200 евро. А по прибытии ещё нужно зарегистрироваться. Бред какой-то!
- Но в Европе - свои минусы. Мигранты с Ближнего Востока не беспокоили?
Видел их в Дрездене: попрошайничали. Мигрантов много только в больших городах, и ситуация не такая критическая, как показывают по телевизору. Если говорить о минусах, то это запрет на дикие ночёвки во многих странах Евросоюза. Поэтому прятался от полиции - ночевал в полях, лесах. Иногда было холодно - высовываешь нос из спальника, а на улице - плюс 6. Лучше всего спится на пляжах: спокойно, море шумит, звёзды мерцают.
- Как в ЕС живёт простой народ, на безработицу жалуются?
- Та же Польша, одна из самых бедных стран ЕС, производит неплохое впечатление: строят дороги, поля засеяны, производства работают. Товары намного дешевле, чем у нас. А минимальная зарплата - в районе 2 тысяч злотых (32 тысячи рублей). Да, молодёжь уезжает оттуда на заработки. Но всё же не в таких количествах, как из бывшей советской Прибалтики. Говорю об этом, потому что у меня брат переехал из Литвы в Англию. Получает там 1,5 тысяч фунтов за тот же труд, за который в Литве платили бы втрое меньше.
В испанской глубинке я познакомился с семьёй школьных учителей, у которых прекрасный трёхэтажный дом. Живут явно лучше, чем наши педагоги. Испанцы жалуются на безработицу, но работа там есть, и её получают мигранты, так как местные порой просто ленятся.
- Что удивило в людях?
- Когда едешь по Европе, есть ощущение, что здесь всегда помогут. Так и получалось. Запомнился швейцарец, который посмотрел на меня, чумазого, на мой перевязанный скотчем обод велосипеда, достал из кошелька 20 евро и говорит, мол, возьми - почини транспорт, купи еды. Я сказал, что у меня есть деньги.
- Сравнил в дороге наши продукты с европейскими?
- Сравнение не в нашу пользу. Вчера в калининградском супермаркете не смог купить овощей: лежит один вид помидоров и один огурцов не первой свежести. А в Испании заходишь в магазин - и целый раздел с помидорами всех сортов и размеров. Или в Польше недавно купил сыр отличного качества за 165 руб./кг. Здесь же берёшь за 300 рублей и как повезёт: порой есть невозможно. Над качеством продуктов нам ещё работать и работать.
- Какие перемены почувствовал, когда въехал из Европы в Африку?
- Попадая из спокойной Испании в Марокко, испытываешь шок. В Европе автомобилисты тебя пропускают, соблюдают правила дорожного движения, а здесь проносятся мимо впритирку. Поневоле вспомнишь Родину. Видишь какой-нибудь двор, где машину припарковали на газоне, а потом, выезжая, растащили грязь по дороге, и понимаешь: у нас также.
Нет такого, как в Европе внимания к мелочам и ощущения, что всё вылизано. Очень много мусора. Дороги неплохие, но с разметкой беда. Состояние некоторых домов такое, что вот-вот рухнут. Но люди замечательные. Несколько раз были проблемы с велосипедом, так за пару секунд вокруг собирались готовые помочь.
По России - опасно
- Многие признаются, что давно хотят куда-то поехать на велосипеде, но не могут решиться. Что посоветуешь?
- Все препятствия обычно у нас в голове. Так и пройдёт жизнь в офисе, а потом не останется ничего, кроме сожалений. Замените свой обычный отдых поездкой на велосипеде. И дешевле, и полезней, и свободы больше. А впечатления неизгладимые: к примеру, пустыня или стаи розовых фламинго во Франции.
Вот Фёдор Конюхов в 64 года на воздушном шаре вокруг света полетел. Укутался в куртку, сел рядом с газовой горелкой и спокойно себе летит. От красоты дух захватывает. А со стороны кажется, что неуютно и опасно.
По поводу денег: я во время последней поездки тратил семь евро в день. Ел макароны, которые готовил на газовой горелке, и хлеб с шоколадной пастой. Назад летел на самолёте: 100 евро отдал за билет и 60 за перевозку велосипеда, 67 евро за паром. Всего вышло около 500 евро.
- А РФ объехать планируешь?
- Очень хочу! Но на автомобиле. На велосипеде слишком опасно. Весь трафик проходит по дорогам, где носятся фуры. И трассы не всегда лучшего качества. В прошлом году на дорогах РФ сбили несколько велопутешественников, проехавших чуть ли не весь свет. Да и в нашей области велосипедистов сбивают по полтора десятка за год.
- Почему же велосипедистов здесь всё больше, несмотря на то, что ездить некомфортно?
- Велодорожки появляются. Пусть медленно. Тут кусочек, там кусочек. Ещё пару лет, надеюсь, их соединят и будет велосеть. Надеюсь, построят, наконец, дорожку на Куршской косе. Велосипед часто оказывается быстрее машины. Проблем с парковкой нет.
- Как ты относишься к идее ввести водительские права для велосипедистов?
- Может, ещё и пешеходов заставлять получать права? Они тоже участники дорожного движения. Зачем вводить дополнительные бюрократические процедуры. По-моему, эффективней добиваться, чтобы велосипедисты соблюдали ПДД. Надо просто начать штрафовать за создание помех на дороге, за езду в пьяном виде. Штрафы за это немаленькие - до полутора тысяч рублей.
- Обо всём, что интересно, ты пишешь в блог. Сейчас говорят о дефиците живого общения, о том, что человек не знает - кто его сосед, зато готов делиться секретами в сети. Это нормально?
- Интернет даёт возможность общаться именно с теми, кого сам выбрал, а не с теми, с кем свела судьба. В сети можно познакомиться с интересными людьми, а потом приехать в гости за живым общением.