Он-лайн поход
Своей экспедицией 46-летний преподаватель хотел напомнить о героических страницах нашей истории. К делу подошёл серьёзно. Создал с друзьями сайт, чтобы можно было наблюдать за его передвижениями - сигнал передавал прибор. Пройдя очередной отрезок пути, Игорь Викторович выкладывал фото с рассказами о событиях, которые происходили в этих местах 215 лет назад. В ответ писали со всей России.
- На удивление сильно заинтересовалась молодёжь, - говорит Денисов. - Оказалось, их знания о событиях тех лет неглубокие. Например, некоторые спрашивали: как австрийцы нам помогали? На самом деле австрийский генерал в штабе Суворова оказался предателем, австрийцы часто бросали русских в трудные моменты.
Денисов начал поход из Лугано (Италия), преодолел перевалы Сан-Готтард и Кинциг (при Суворове считался непроходимым), Муотатальскую долину, где семь тысяч русских разгромили 15 тысяч французов, перевалы Прагель и Паникс. Завершил путь в Брегенце (Австрия).
Альпы встретили 40-градусной жарой. В те дни, как нарочно, не попадалось источников. Пришлось растягивать на двое суток пол-литра воды. Зато потом жидкости было более чем достаточно: пошли ливни, их сменил снег с градом. Как-то пришлось откапывать палатку из сугроба. Горы были неприветливы, чего не скажешь о жителях. С одним из них Денисов столкнулся, спускаясь с Мартинслоха (скала с отверстием, внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО).
- Ливень застиг меня на верхушке горы, я несколько раз навернулся, спускаясь вниз, - вспоминает он. - Видимость нулевая. Вдруг из марева облаков вышел пастух. Он вывел меня на дорогу к горному приюту. А позже пришёл туда убедиться, что я на месте, рассказал хозяйке, кто я, и женщина скинула 50% платы за ночлег. Вообще, швейцарцы - самые открытые и приветливые из европейцев. Правда, когда начинал разговаривать на английском, они слегка напрягались, но когда выяснялось, что я россиянин, - расслаблялись, начинали расспрашивать обо всём. К американцам и англичанам они относятся прохладно, а вот Россия для них чуть ли не лучший друг. Я удивился.
Суворова в Альпах помнят. Рассказывают, как он освобождал их от французов. По пути движения его армии установлены таблички и памятники. На Сан-Готтарде стоит скульптура: Суворов на коне, которого под уздцы ведёт местный проводник. Разработан маршрут № 55 Via Suworow. На нём почти ничего не изменилось - те же мосты и постройки.
- Попадаешь, к примеру, на перевал Прагель и прямо слышишь звуки битвы. Видишь, как французы прыгали с крутых обрывов в реку, спасаясь бегством, когда их громил Багратион, - рассказывает Денисов.
Наш герой познакомился с хозяйкой дома, где останавливался Суворов. 90-летняя женщина рассказала, что её семья живёт тут несколько столетий, легенды о Суворове передают из поколения в поколение. Его запомнили как спокойного, тихого человека. Он очень много думал, к нему постоянно шли с докладами, непонятно, когда он спал.
Калининградский профессор повторил легендарный переход Суворова через Альпы | Фотогалерея
Калининградский профессор повторил легендарный переход Суворова через Альпы | Фотогалерея
- У туристов из ЕС, которых я встречал, представление о русских такое: мы сильные, неприхотливые и всё нам по барабану, - смеётся Денисов. - И я его не разрушил: вваливался в местные ресторанчики с огромным рюкзаком, из которого торчал российский флаг и вымпел Suworow, в походных ботинках, с куртки вода стекает. Покупал хлеб и слышал вслед: «А, ну понятно - это же русский! Suworow!» Европейцы путешествуют не так. Доезжают до места с небольшим рюкзачком, гуляют часов пять и ночуют в комфорте.
Заменить «рулевых»
Разница в менталитете у нас и швейцарцев колоссальная. Население там невероятно сознательное. Пример: у них рядом с фермами - стойки самообслуживания. Берёшь продукты сам и бросаешь деньги в ящичек. В РФ такой номер не пройдёт.
- Вернулся домой - бросились в глаза грязь, разбитые дороги, - расстраивается путешественник. - В Швейцарии всё идеально. Иногда думаешь - взять бы их управленцев и пересадить в наши администрации.
Вообще, история для Денисова - хобби. По профессии он физик, второе образование - экономическое. В Калининград пришлось переехать, по семейным обстоятельствам, из Владивостока, где руководил двумя лабораториями и работал в Центре по созданию инновационных предприятий. Там объединили науку и бизнес, в результате появилось около 50 производств, где делают всё: от подводных роботов до консервов. В нашей области с инновациями пока туго.
- Здесь о них своё представление. Например, создают очередной бизнес-центр и называют его инновационный бизнес-инкубатор. Но сдавать площади в аренду - не значит создавать инновационные предприятия, - возмущается Денисов. - Области нужно развивать, например, высокие технологии в янтарной отрасли. Есть предприниматели, перерабатывающие янтарную крошку в отделочные материалы. Таких пока очень мало. Вот кого надо поддерживать! Но у нас деньги утекают в другом направлении. Меня приглашали в «инновационные» проекты, но я смотрел документы и понимал: наукой прикрывают банальный «распил». Если бы мы бюджетом распоряжались рационально, как швейцарцы, зажили бы не хуже. Но менталитет мешает.
Больше фото из похода Игоря Денисова можно найти здесь.