Примерное время чтения: 10 минут
1139

Поставили на счетчик. Как платить за свет, чтобы не стать должником

Эксперты предупреждают: у каждого счетчика - своих характеристики. Сколько цифр нужно сообщать энергетикам для правильного расчета потребления, написано в технической документации прибора учета.
Эксперты предупреждают: у каждого счетчика - своих характеристики. Сколько цифр нужно сообщать энергетикам для правильного расчета потребления, написано в технической документации прибора учета. / Станислав Ломакин / АиФ

Ресурсоснабжающие организации активизировали работу по взысканию долгов  с заметно обнищавшего населения. Как они любят повторять – «приступили к жестким мерам». Однако под раздачу рискуют попасть без вины виноватые. Как этого избежать, узнал у экспертов журналист «АиФ-Калининград».

Визит контролера

Житель поселка Поваровка Калининградской области 76-летний Петр Редчиц был в полном отчаянии, когда обратился в «АиФ» за помощью.

«Я в шоке! Пришел на почту платить за свет, а оператор: «У вас долг – 68 тысяч рублей». Это при моей-то нищенской пенсии! – не говорил, а надрывно кричал в трубку пожилой мужчина. – Никогда ко мне претензий не было. Платил исправно, а тут как гром посреди ясного неба. Меня чуть кондратий не хватил. Помогите, вся надежда на вас!» 

Петр Борисович поведал практически детективную историю, с которой началась вся эта заваруха. Как однажды в ноябрьский субботний вечер он увидел в окно силуэты двух мужчин. После раздался стук в дверь: мол, открывай дед – проверять счетчик будем! До сих пор контролеры приходили только в рабочие дни, поэтому пожилой человек не на шутку перепугался. 

«По "ящику" постоянно твердят: идет охота на одиноких стариков. Там одного замочили, там - другого, - продолжает Петр Борисович. - Я говорю гостям: «Ребята, суббота же». Мне в ответ удостоверения тыкают. А что я в темноте разберу! Попросил сходить за соседом, только тогда открыл дверь».

Сотрудник «Янтарьэнергосбыта» сфотографировал прибор учета. Тогда Петр Редчиц и услышал запавшую ему в душу фразу: «Ну что, попался!?» Что конкретно не понравилось контролеру, пенсионер так и не понял. А спустя два месяца вдруг всплыл злополучный долг.

После этого начались мытарства пенсионера с платежками по кабинетам: от кассира до начальника Светлогорской РЭС. Разъяснить пенсионеру, откуда взялся долг, достоверно никто не мог. Версии возникали одна за другой: то он за пять цифр платил вместо шести, то приобрел квартиру с долгами. Главное – выхода «ресурсники» не предлагали. Должен – плати!

Петр Борисович человек неглупый - в свое время работал директором леспромхоза на Дальнем востоке, но в житейских делах абсолютно неопытный. Когда началась перестройка и предложили поучаствовать в развале родного предприятия, пошел на принцип: «вместо того, чтобы лизнуть,  гавкнул». Пожаловался на расхитителей в прокуратуру, а в результате оказался не у дел. Работал в школе учителем географии и ОБЖ. Затем переехал ближе к дочери в Калининградскую область.

Схватку с «Янтарьэнергосбытом» пенсионер проигрывал по всем пунктам. Помочь разобраться в запутанной истории согласился руководитель регионального центра общественного контроля, член совета по вопросам реформирования ЖКХ Сергей Шерстюк. На «разбор полетов» мы пригласили специалистов «Янтарьэнергосбыта».

Строго по нормативам

Дом на улице Заречной, 3 в поселке Поваровка удалось отыскать не сразу. Хлестал дождь, дорогу развезло. Машину пришлось оставить. Хозяин вышел нас встретить.

«Вот здесь я и живу, - хитро щурясь, указал он рукой на добротный двухэтажный особняк из белого кирпича, чем вверг нас в изумление. – Налюбовались?! Жаль, не мой дом. Его владелец работает "на янтаре". А вот и мое скромное жилище». 

Петр Редчиц встретил журналистов «АиФ» возле своего дома.
Петр Редчиц встретил журналистов «АиФ» возле своего дома. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

Скромное - было не совсем подходящее слово. То, что пряталось в тени чужого особняка, можно было принять за «курятник», грозивший обрушиться в любой момент. Обстановка внутри была соответствующая: красноречиво молчащая бедность. Лампочка Ильича на потолке, печка, крохотные телевизор и холодильник. С чего могло столько набежать за свет?!

Сергей Анатольевич  просмотрел квитанции: оказалось, пенсионер платил не раз в месяц, а  вносил сразу тысячу рублей за квартал. Как выяснилось позже, это и стало поводом для разночтений, несмотря на то, что последние показания в квитке почти  совпадали с теми, что на счетчике. Разница была несущественной - 100-200 КВт. Откуда вдруг появилась задолженность в 2 тысячи КВт час, было совершенно непонятно даже эксперту, который на подобных делах, как говорят, собаку съел. 

Доступа к счетчику у посторонних нет.
Доступа к счетчику у посторонних нет. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

Осталось только выслушать вторую сторону. Вскоре подоспели и представители «Янтарьэнергосбыта» -  делегация из семи человек, включая заместителя начальника Светлогорской РЭС Дениса Масониса и руководителя группы реализации электроэнергии потребителей западного межрайонного отделения Юлии Стребковой. Гости с трудом поместились в крохотной комнатушке. Денис Вячеславович (как выяснилось, это он в памятный ноябрьский вечер посещал пенсионера) был подчеркнуто вежлив. Правда, постоянно называл Петра Борисовича Борисом Петровичем, но видно было, что настроен крайне серьезно. Пенсионер от такого чрезмерного внимания даже растерялся.

«Прибор учета находится в недоступном для съема показаний месте – внутри помещения,  в дом проверяющих не пускали. С 23 по 26 потребитель обязан передавать показания прибора учета, что он не делал. В платежках мы видим только денежные средства, а показаний нет», - конкретизировал претензии Денис Вячеславович.

«Но как же, показания идут вровень с потреблением», - не соглашался эксперт.   

Далее беседа шла на языке цифр и законодательных актов. Представители «Янтарьэнергосбыта» припомнили такое их количество, что уловить смысл было невозможно.

«Проявляют чудеса изворотливости» - прокомментировал пострадавший.

В итоге просто предложили сверить показания в платежках с таблицей начислений, которую принесли с собой проверяющие. Манипуляции на калькуляторе показали неожиданный результат: у жильца образовалась переплата в 7047 рублей 73 копейки. Казалось бы, правда восторжествовала! Но не тут то было: представители сбытовой компании привели последний весомый аргумент: с 2014 года, когда был заключен договор на электроснабжение с Петром Редчицем, не раз менялись нормативы потребления. Поэтому оплату за часть месяцев ему считали по среднему нормативу, часть - по нормативу в соответствии с законодательством. Пользователь об этом и не догадывался. 

Расчеты заняли несколько часов.
Расчеты заняли несколько часов. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

В итоге специалисты «Янтарьэнергосбыа» взяли паузу, чтобы найти корень проблемы. Вердикт пенсионера обрадовал: оказалось, что долги остались от прежнего домовладельца. Компания ОАО «Янтарьэнергосбыт» принесла Петру Борисовичу извинения. 

Кроме того, сбытовая компания решила сделать выносной щит учета электроэнергии, который будет проще ежемесячно осматривать контролерам. Сделал выводы и Петр Борисович: теперь он вносит платежи за свет каждый месяц.  

Почему старики пишут президенту?

«У меня на приеме побывало множество стариков, которые получают пенсию 8 тысяч рублей, а на коммуналку тратят 6 тысяч. Спрашивают, как им жить? На что покупать лекарства? Соцподдержка им отказала. Управляющие компании выставляет счета, в которых пожилые люди не в силах  разобраться. Посоветовать можно только одно: делать письменные запросы. Пусть разъясняют, как образовалась та или иная сумма. Если собственнику неясен порядок образования платы какой-либо услуги, по законодательству он может её не оплачивать, - говорит член совета по вопросам реформирования ЖКХ Сергей Шерстюк. - Жилищное законодательство сейчас настолько сложное и меняется так часто, что уследить за всеми нововведениями не могут даже федеральные эксперты. Такое впечатление, что министерство строительства и ЖКХ намеренно гробит реформу. Такое количество изменений – уму непостижимо. Один документ выходит за другим. Каждый - на 10-15 листах. За замысловатыми формулировками – вода. Все нововведения приводят лишь к ухудшению ситуации».

По словам эксперта, в Госдуме озаботились этой проблемой: осознали, что нам необходим взвешенный подход к принятию нормативных актов в сфере ЖКХ. Пока же правила игры, например, по оплате общедомовых нужд, меняют дважды в год. От такой неразберихи страдают в первую очередь люди преклонного возраста, им просто некому разъяснить.

«Петр Борисович – такой не единственный. Сейчас министерство регионального контроля (надзора) продумывает, как вести с населением разъяснительную работу, - говорит Шерстюк. - Заниматься этим должны и ресурсоснабжающие организации. Нужно быть внимательнее к людям, особенно пожилым. Иначе они будут продолжать писать президенту. Я бы порекомендовал жильцам создавать Совет дома, посылать людей на бесплатные курсы и доносить знания до соседей, чтобы все знали свои права и обязанности».

Комментарий
Пресс-секретарь ОАО «Янтарьэнергосбыт» Алексей Колотовкин: «Ситуация возникла из-за того, что с января 2015 года потребитель не передавал показания прибора учета в ОАО «Янтарьэнергосбыт». Счетчик находится внутри жилого помещения, доступ к нему инспекторов для снятия показаний был ограничен - потребитель не пускал к себе сотрудников сбытовой компании. В связи с этим расчеты за электроэнергию производились по среднему нормативу потребления, а затем по нормативу в соответствии с законодательством. В ноябре 2016 года сотрудникам сетевой организации удалось снять показания прибора учёта. Так выявили, что фактическое потребление существенно выше расчётных значений, из-за чего и образовалась значительная сумма долга - 68 тысяч рублей. После проверки специально созданной комиссией расчетов платежей стало известно, что выставленный к расчётам долг – сумма задолженности прежних собственников жилого помещения. Сотрудники ОАО «Янтарьэнергосбыт» произвели перерасчёт в пользу потребителя. Ранее выставленная задолженность взысканию не подлежит. На 31 марта сумма к оплате Петра Редчица составила 1599,51 рублей. Во избежание подобных ситуаций сбытовая компания напоминает о необходимости своевременной передачи показаний».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах