Нацпарку исполнился 31 год. Как он готовится к турсезону. Появятся ли здесь парковки для машин, когда начнут строить велодорожку и как будут решать проблему с подтоплениями - о планах развития особо охраняемой территории на встрече в медиахолдинге «Западная пресса» рассказал директор нацпарка Анатолий Калина.
Сплошные повороты
- Анатолий Анатольевич, 2 января нацпарк пережил шторм. Морская вода, прорвавшись через пляж, затопила дорогу от Зеленоградска до КПП, «утонуло» 18 машин. Что делается для берегоукрепления?
- Самый проблемный участок Косы - 1-3-й км. Три года назад проект реконструкции авандюны прошёл экологическую и главстройэкспертизы. Однако не следует забывать, что авандюна не гидротехническое сооружение, а историко-культурный ландшафт. Восстанавливать её имеет смысл только после того, как «Балтберегозащита» (к общему мнению с руководством предприятия по этому вопросу мы так и не пришли) сделает эффективные гидротехнические сооружения. Только тогда удастся избежать прорыва морских вод, иначе бюджетные деньги потратим зря. Даже если завести горы песка, ударную силу волны не остановить. Берегозащитные сооружения разработали два института ещё в 1983 году. Да, они не соответствовали экологическим нормам, но работали. Тетраподы, которыми их заменили, со своей задачей не справились.
- Как обстоят дела с созданием велодорожки?
- В 2020 г. проект должны включить в Федеральную адресную инвестиционную программу, после чего решится вопрос с финансированием. Но ждать денег не будем. Как только его согласуем, попытаемся с литовцами и поляками войти в совместные программы. Велодорожка длиной 56 км и шириной 2 м пройдёт от Зеленоградска до границы с Литвой. Если у литовцев дорога асфальтированная, то у нас она будет повторять очертания ландшафта - с подъёмами и спусками. Гарантия на покрытие - 60-80 лет. Замешивать специальную смесь для него будут на установке. Обслуживать её будут три человека. Быстро замешивают, быстро разливают - ни шума, ни пыли. Через три часа можно ехать. Строительство займёт год-полтора. В 2020 г. велодорожка может быть уже открыта.
- Люди массово поедут на велосипедах. А где оставят машины?
- Министерству по спорту РФ дано задание разработать дорожную инфраструктуру по нацпарку. Существует проект 2007 г. с расширением дороги до четырёх полос и парковочными местами справа и слева, с уменьшением поворотов. Сейчас их на 98 км дороги не меньше 80. Дорога не входит в состав нацпарка. Она поселковая. После того как её реконструируют, станет федеральной. Решение о строительстве примут уже в феврале.
- Сколько будут платить за въезд велосипедисты?
- Бюджет формирует Минприроды РФ. Входной билет стоит 150 руб. Но, если убрать въездную плату полностью, как многие просят, нацпарк исчезнет как таковой. Посмотрите, какой бардак творится на побережье! К слову, туристы из России (за последний год их прибавилось на 10-15 процентов) в необходимости оплаты не сомневаются. Приучены, что она есть во всех нацпарках.
- На литовской стороне давно нет пропускной системы. Когда и мы сможем заплатить за проезд, не выходя из машины?
- По этому вопросу сотрудничаем с одним из банков. Он разрабатывает электронную систему, которую хочет нам подарить. КПП, скорее всего, перенесём ближе к Зеленоградску. Точнее определимся, где поставить терминалы, когда начнётся реконструкция дороги.
- Появятся ли в нацпарке новые парковки для автомобилей?
- Будем расширять действующие стоянки. На 14-м километре у музейного комплекса дополнительно появится 70 машиномест. Уже выставили ограждение. Прибавится сто мест возле высоты «Эфа». Разграничим стоянку для легковых автомобилей и автобусов. Организуем инфраструктуру на Королевском бору. Здесь уже создана образовательная площадка: беседки, настил, появились «Тревожная аллея» с информацией об исчезающих растениях и животных, фигуры лося, кабана, косули. На очереди – тюлень.
Лагуна для осетровых
- Жители спрашивают: сколько денег собирает нацпарк с отдыхающих и на что их тратит?
- Это зависит от погодных условий. В 2018 году собрали 50-60 млн руб. Половина из них идёт персоналу. Зарплаты у бюджетников всего 7-8 тыс. руб., за такие деньги никто работать не будет. Добавляем до 19-27 тыс. С учётом того, что у нас сто сотрудников, можете посчитать. Остальное тратим на закупку техники, вывоз мусора, обслуживание инфраструктуры парка.
- Одна из российских компаний намерена реализовать в нацпарке свои проекты. Какие?
- Правительство области сейчас изучает правовую основу этого вопроса. Инвестор хочет вложить порядка 3 млрд руб. в туристическую инфраструктуру в трёх местах. Одно из них – посёлок Лесной. Другое – в середине нацпарка. Мы хотим, чтобы здесь был реабилитационный центр для морских млекопитающих. Это будет наше условие. В пос. Рыбачий планируется сделать лагуну и выращивать осетровых.
- Свет до посёлков Косы дотянули. А проблемы с канализацией, незаконной застройкой решили?
- Зеленоградский район прошёл экологическую экспертизу очистных сооружений в пос. Рыбачий. В Лесном очистные работают всего на 20 %. Исправить это также должен инвестор. С посёлком Морское, где сложилась хаотичная застройка, сложнее. Но сейчас границы сформированы. Есть основания для сноса незаконных построек. С одним из арендаторов судились три года, но здание снесли. Получили огромный опыт.
- Представители турфирм жалуются на нехватку биотуалетов, которые плохо убирают. Перед гостями стыдно. Почему бы не построить стационарный?
- Как только я это сделаю, оштрафует природоохранная прокуратура. Таково законодательство. Биотуалеты же чистят 4 раза в неделю. Но при большом потоке туристов вечером зайдешь – и… Хотелось бы, чтобы туристы сначала заезжали в Визит-центр, покупали сувениры, посещали там туалет, а потом путешествовали дальше.
- На территории нацпарка находится береговая батарея времён войны. Как планируете её использовать?
- Мы сделали экспертные заключения на все строения. Отдадим их на регистрацию в Росимущество. Оно поставит их нам на баланс. Только после этого, к примеру, сможем восстановить один из ангаров в Танцующем лесу. Мечтаем открыть там музей планеризма, школу для детей, поставить самолёты. Что касается батареи, один из жителей пос. Морское готов там сделать музей. Сейчас завозим туда металлические конструкции для вышки. По программе российско-литовского сотрудничества планируем открыть там маршрут. Проложим тропу от Морского до самой высокой точки посёлка. Внизу будет инсталляция: засыпанный дом. Ждем, когда войдём в этот проект. Планов много.
- Многие сетуют. Едешь по Литве. У них идеальная чистота, а у нас заросли на обочинах…
- Окос обочин должно контролировать Управление дорожного хозяйства. Хотя и мы это делаем, когда дорожники халявят. По поводу того, что литовская сторона красивее и лучше, у меня другое мнение. Было две миссии ЮНЕСКО. К нам приезжали эксперты, которые дважды подтвердили, что на российской стороне сохранение лесного комплекса лучше, чем у литовцев. Если лес очищен «под грабли» – это уже парк. Животным в таком лесу плохо.