В Калининградской области,на 23-м км косы Куршской косы, расположен один из крупнейших в России и Европе полевой стационар «Фрингилла» орнитологической станции Зоологического института РАН.
В начале апреля здесь традиционно открывается птичий сезон. За несколкьо дней до этого на станцию «Фрингилла» возвращаются столичные орнитологи, со склада в поселке Рыбачий привозят сети и натягивают их с помощью лебедки. Попавших в них пернатых будут регистрировать и кольцевать до конца октября. Параллельно - принимать гостей, ведь ежегодно птичник привлекает тысячи туристов. Сотрудники стационара могут дать фору профессиональным экскурсоводам.
Куршскую косу не зря называют мостом для пернатых, в сезон над ней пролетает до 300 видов птиц. За время работы стационара «Фрингилла» орнитологи окольцевали более трех миллионов крылатых гостей. Здесь расположены самые большие птичьи ловушки в мире. Причем уникальные. В Европе подобные есть только на острове Гельголанд, правда, и там они намного меньше по размеру.
Всего в нацпарке можно наблюдать 262 их вида. 162 из них прибывают в область «транзитом», остальные - «с местной пропиской».
Самые распространенные - это пеночка-весничка, ястребиная славка, славка-завирушка, скворец, и конечно зяблик, в честь которого и назвали стационар (зяблик по латински - Fringilla).
Поймай, если сможешь
На «Фрингилле» занимаются фундаментальными исследованиями. Полевая станция института зоологии РАН планомерно собирает сведения о птицах уже 50 лет. А таких станций, работающих десятилетиями, в мире единицы.
«Благодаря столь длительной работе мы можем следить за изменением численности видов птиц, и даже прогнозы делать, - рассказывает научный сотрудник биостанции Анатолий Шаповал. - На протяжении 100 лет, в которые в науке применяется кольцевание, мы выяснили ряд жизненных позиций птиц.
Знания орнитологов о том, какие птицы, на какой высоте и когда летают, помогают избежать столкновений авиатранспорта с косяками и отдельными крупными видами пернатых.
Подконтрольные калининградским орнитологам птицы зимуют в южной Европе, северной Африке, Юго-Восточной Азии. За время зимовки они могут нахвататься достаточно опасных болезней, а весной принести их нам. Орнитологам известно, откуда и что может к нам «прилететь».
«От многих болезней, которые приносят птицы, нет прививок, - говорят сотрудники станции. - А приносят они всякие лихорадки, поэтому, что поделаешь, болеем иногда. Но пока смертельных случаев не было».
«Кольцо - это паспорт птицы, - объясняет важность процедуры кольцевания Анатолий Шаповал. — На нем: серия, номер и адрес - слово «Москва». Почему «Москва», а не «Калининград»? Потому что это единое обозначение, принятое в нашей стране. Потом, если эту птичку с нашим колечком поймают на таких же станциях, как наша, сообщают: найден, к примеру, дрозд с таким-то кольцом. Сообщений не так много - около 10 тысяч на 2,5 млн окольцованных нами за 50 лет существования станции. Но информация ценная.
Последнюю здешнюю аномалию датируют 2000 годом. Тогда за полтора осенних месяца поймали 20 тысяч длиннохвостых синиц. В то время, как обычно их ловят несколько десятков, иногда до 2–3 тысяч, но чаще вообще не ловят.
В прошлом году в сети попались редкие ястреб-тетеревятник, пустельга, чеглок, гаршнеп, средний пестрый дятел, соловьиный сверчок, белокрылый клест (по одному экземпляру), желна, полевой конек, зеленая пеночка, пеночка-зарничка, красноголовый королек.
Компас в голове
Несколько лет назад на станции работали ученые из Санкт-Петербурга Никита Чернецов и Дмитрий Кишкинев. Они пытались выяснить, как птицы пролетают тысячи километров между странами и континентами и всегда безошибочно возвращаются домой. Откуда у пернатых такие штурманские таланты?
«Как птицы соединяют различные источники информации? На эту тему был поставлен очень интересный опыт с американскими дроздами. Ученые предположили, что птицы выбирают направление полета по точке захода солнца, а ночью поддерживают выбранный курс по магнитному полю», - рассказывает Никита Чернецов.
Заповедное место. Экскурсия по уникальному нацпарку «Куршская коса» | Фотогалерея
«Мы хотели выяснить: удастся ли нам обмануть птиц. Вполне вероятно, что весной и осенью птицы используют разные механизмы ориентирования. Ведь весной они возвращаются в те места, где уже были и могут пользоваться «картой». А осенью молодые птицы летят туда, где они никогда не были, и им не обойтись без «компаса», - объясняет Никита Чернецов.
Сезон-2015 только начался, а, значит, впереди новые открытия и исследования.