Обещают закончить ко Дню города – в начале июля. Работы ещё идут, но общественники уже предъявляют претензии к исполнителю, демонстрируя в соцсетях фото с кривыми швами и расколотыми камнями.
Вечный спор
Дискуссии о том, надо ли Калининграду сохранять брусчатое покрытие, чтобы следовать своей исторической идентичности, или всё-таки есть смысл признать, что современный траффик для брусчатки избыточен и следует закатать основные городские магистрали в асфальт, идут уже не один десяток лет. Как бы не чертыхались автовладельцы, проезжая по булыжной мостовой, в душе они всё-таки истинные калининградцы и согласны терпеть неудобства ради сохранения изюминки любимого города.
Городские власти в надежде хоть как-то улучшить качество дорог из брусчатки то и дело принимают решение о перекладке её на том или ином участке. Удачно получается не всегда. В своё время шквал критики обрушился на качество выполненных работ на улицах Тельмана и Пролетарской. Водители жаловались, что дорога не то что не улучшилась, а стала ещё хуже. Не получится ли и с проспектом Мира так же? Мы снова наступаем на одни и те же грабли?
«В России отсутствуют нормативные документы, по которым ведётся обустройство брусчатого покрытия. Критерии не прописаны, со всеми вытекающими из этого последствиями, – рассказал координатор проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» в Калининградской области Алексей Клюнеев. – Я часто прохожу мимо участка проспекта Мира, где брусчатку переложили. На глаз не могу сказать, стало ли хуже. Однозначно дорога выглядит более ровной, чем раньше. Но сколько она продержится – вопрос.
Бесплатный материал
Работы по перекладке брусчатки на проспекте Мира ведут специалисты ООО «БалтБилдинг». Именно эта компания меняла брусчатое покрытие на других главных улицах города. По словам директора компании Никиты Зелёного, сейчас это чуть ли не единственная организация в городе, которая может выполнять эти работы с учётом современных требований. Сам Никита Зелёный проходил обучение в Германии и Бельгии. С его слов, затем курсы по перекладке брусчатки проводились и для прорабов, которые, в свою очередь, передали опыт исполнителям, в основном выходцам из стран Средней Азии.
Как отмечает Никита Зелёный, у брусчатки есть целый ряд преимуществ перед асфальтовым покрытием.
«Закатать улицы в асфальт дороже. Брусчатка как материал бесплатная – она уже есть в наличии, а асфальт нужно покупать. И стоит он очень дорого. Поэтому, принимая решение о перекладке брусчатки, город не только сохраняет исторический облик, но и экономит средства. Эту брусчатку можно ещё раз переложить через несколько лет. С точки зрения экономики и долговечности, брусчатка – очень выгодная вещь. Если она просела, провалилась, то это можно исправить за день. Срок эксплуатации брусчатки больше. Булыжник пролежит и тысячу лет», – считает руководитель компании-подрядчика.
Интересно, что под верхним слоем брусчатки есть нижний, уложенный ещё в прошлом веке, который служит ему подложкой. Его оставляют как основу. Если требуется заменить повреждённые камни с верхнего слоя, то используют брусчатку, снятую ранее во время ремонтных работ с других улиц, благо, в запасе она есть.