Примерное время чтения: 6 минут
62

Дорога спать не даст

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47 18/11/2009

Первый участок кольца сдан. Спору нет: трасса шикарная, словно ты находишься где-нибудь в Европе. Авто держит все 120, но скорость не ощущается...Куда нас вывезет автобан, какие перспективы открывает для Зеленоградского района и региона в целом? Об этом мы беседуем с руководителем Агентства по градостроению Калининградской области Татьяной КОНДАКОВОЙ.

Что будет вдоль трассы?

- Татьяна Лазаревна, уже испытали все прелести быстрой езды? Какие впечатления?

- Потрясающие. Встречала друзей в аэропорту. Обычно они прилетают вечером, и возвращаться в сумерках из Храброво страшновато. А тут горят фонари - совсем другое настроение.

- Говорят, там, где строят дорогу, расцветает жизнь. В каких сферах ждать улучшения?

- Зеленоградский район вполне мог бы стать "овощным огородом" для области. Но создать кластер с нашими старыми, постоянно забитыми дорогами было немыслимо. Сейчас такая возможность появилась. Безусловно, будут подвижки и с сфере туризма. Теперь добраться от аэропорта до курортов существенно проще. Не будет пробок, а значит, выиграет экология, ведь в наши санатории едут круглый год, прежде всего, за чистым воздухом, запахом хвои... Уникальность геополитического положения такова, что через нас проходит международный коридор, и не один. Чтобы выжить в условиях конкуренции с европейскими странами, мы должны подтягиваться к их уровню... Плюсов масса.

- Какие объекты появятся вдоль трассы?

- По закону о дорожной деятельности дороги такого уровня должны быть обеспечены объектами инфраструктуры: это кафе, отели, заправки...Требования к ним обозначены в специальном постановлении правительства РФ. Опираясь на этот документ, мы разработаем свои правила игры.

- Будут ли изыматься в собственность земли на придорожной полосе?

- Оснований для этого нет, но владелец дороги вправе регулировать деятельность в придорожной полосе. К примеру, здесь нельзя возводить пожаро- и взрывоопасные объекты, открывать сельхозпроизводства, где будут выращиваться продукты для изготовления детского питания. Предполагаю, что в этих местах появятся предприятия переработки с/х продуктов, склады, холодильники, сборочные производства, логистические центры. Это выгодно: чем дальше от города, тем дешевле земли. А добраться теперь из западной части Калининграда до побережья можно гораздо быстрее, чем, к примеру, доехать с ул. Киевской в центр города в час пик. Можно использовать квалифицированную рабочую силу из Калининграда, да и населению района неплохо получить работу рядом с домом. Бюджеты посёлков от этого только выиграют.

- Уже есть потенциальные инвесторы?

- Наше дело - установить границы деятельности, а бизнес потянется сам. Теперь дело за муниципалитетами - они выдают разрешения на открытие тех же кафе.

- Поездка по трассе от силы занимает 15 минут, вряд ли машины будут останавливаться...

- По автобану будут передвигаться грузы, товары. Должны быть туалеты, площадки с мусоросборниками... Часто спрашивают: почему Приморское кольцо отодвинуто от Светлогорска, Зеленоградска? Было бы удобнее его спрямить. Но нельзя: курорт нужно беречь. Думаю, мы справились с заданием.

"Мы маршировали широко...

- Не слишком ли дорого обошлось строительство?

- Мы маршировали широко, но правильно. Конечно, можно было ждать год. Не выкупать земли, а идти в суд. Выиграли бы три копейки, в то время как речь идёт о трёх миллиардах. Если бы мы боролись за дешевизну, деньги вернулись бы в федеральный бюджет. Надо отдать должное бывшим собственникам участков - большинство из них поняли, какую выгоду даст им соседство автотрассы и продали эти участки по кадастровой стоимости.

- А как вы прокомментируете цифру, прозвучавшую в одной из местных газет, о том, что земли выкупались по завышенным ценам - мол, на это ушло до 30% от стоимости дороги?

- Не знаю, где взяли эту цифру. Наверняка, это "очепятка". Никто не замышлял потратить треть средств от стоимости дороги за выкуп земель. Если бы земля действительно столько стоила, она была бы суперценная, а на таких землях недопустимо строительство. Мы спроектировали бы дорогу в обход! Километр участка Приморского кольца обошёлся нам в 239 млн. руб. - это на 30-40% дешевле аналогичной трассы в РФ.

- Жители того же Зеленоградска уже предвосхищают, как летом хлынет поток туристов, но парковочных мест в городе катастрофически не хватает...

- Но и мы не спим. Губернатор дал специальное поручение руководителям администраций наших курортов. В Зеленоградске в феврале на торги должны быть выставлены участки для двух парковок: при въезде со стороны Сокольников и перед шлагбаумом на Косу. В Светлогорске две парковки запланированы на въезде. Здесь торги пройдут в апреле. Одно из условий - парковки должны быть совмещены с объектами сервиса, чтобы персонал работал круглый год, а не только в сезон. Не исключено, что доставлять отдыхающих к курортам и торговым центрам будет мини-электропоезд. Два бизнесмена озаботились этим вопросом.

Дачники могут быть спокойны

- Один из съездов Приморского кольца свернёт в Приморскую бухту, где будет строиться глубоководный порт. Какова судьба этого проекта?

- На рассмотрении в Москве. Этот вариант выбрало наше Агентство и поддержал губернатор. Поначалу предлагалось строить порт у Бальги, но наша позиция - нельзя трогать историческое место. Северо-западнее Светловского округа у нас большое количество земель, находящихся в областной собственности. Никому с дачами, вопреки слухам, расставаться не придётся. Порт даст рабочие места для жителей Приморска. Его строительство начнётся предположительно в 2016 г., как и Северное железнодорожное кольцо в объезд Калининграда. РЖД его уже проектирует.

- Если не ошибаюсь, разрабатывается проект строительства т.н Южного обхода Калининграда. Говорят, земли в районе Поддубного, ещё несколько лет назад никому не нужные, сегодня нарасхват...

- И это при том, что Южное кольцо - последняя очередь строительства Приморского кольца! Здесь наша задача - пустить транзитный автотранспорт вокруг Калининграда. В северной части кольцевой дороги запланирован новый широкий мост, он появится рядом с Берлинским. Сейчас готовится технико-экономическое обоснование проекта. Руины старого останутся как памятник. Кадастровая оценка участков здесь несопоставима со стоимостью земли в черте населённых пунктов, их приобретение - вполне законный способ уйти от больших затрат, поэтому потенциальных инвесторов много. И фантазия их впечатляет...

- Озвучьте самые смелые идеи...

- Есть предложение возвести на выезде из Калининграда крупный торговый центр строительных материалов, где в том числе можно будет увидеть крупные объекты - срубы, дома в натуральную величину, а не просто на картинке. Планируется построить завод по производству малоэтажных домов. Объекты торговли здесь обязательно должны включать элементы досуга, чтобы человек приезжал сюда на целый день. Соответственно, потребуются кафе, комнаты игр для ребёнка и т.п. Это так называемые молы. Не исключено, что сюда придёт и ИКЕА. В любом случае, дорога не даст спать никому. Не в смысле шума, а в смысле инициативы.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно