В посёлок Ясная поляна, под Нестеровым, благотворительное немецкое общество собирало "русских" немцев. Сулили жильё, построенное на пожертвования из ФРГ, и работу. На призыв откликнулось больше 20 семей. Теперь их вместе с детьми грозятся выгнать на улицу... Одна из женщин обещает себя сжечь.
На улицах - абсолютная чистота. Двенадцать уютных новеньких одно- и двухэтажных домиков выстроились в ряд...
- Жильё нам предоставили как служебное, хотя документов об этом не дали, - поясняет переселенец Юрий ЛЯМЦЕВ. - На нашем деревообрабатывающем предприятии "ГСТ" работа кипела, но в 2007 г. появился новый директор - Александр МАНТАЙ, и теперь он продаёт дома, в которых мы прожили столько лет.
Жители посёлка жаловались губернатору Георгию БООСУ и председателю облдумы Сергею БУЛЫЧЕВУ - обещали помочь. В апреле сюда съехались на собрание восемь представителей районных органов власти и правопорядка. Выслушали сельчан и развели руками - "не знаем, что и делать". Тогда-то переселенка Надежда МЕРГЕНТАЛЕР и пригрозила самосожжением в знак протеста.
- Я сказала - я сделаю, - стоит она на своём.
Звонок из Германии
Многие переселенцы узнали о посёлке от родителей, живущих в Германии.
- Нам мама позвонила: прочитала в газете, что приглашают немцев в Калининградскую область - нужны рабочие руки. Дают жильё, - рассказывают Лямцевы.
- Сначала были сомнения, - добавляет переселенка из Киргизии Наталья ГОРОБЧЕНКО. - Мы просили руководство "ГСТ" оформить документы на жильё. А нас успокаивали: "Живите! Вас же никто не гонит..." И мы, колхозники простодырые, поверили. Нас показывали туристам-немцам, фотографировали, как мы счастливо живём. В Германии эти фото размещали в листовках с призывами слать пожертвования.
Сейчас 4 дома в посёлке уже продано: один из них - бывшего директора ООО "ГСТ" Виктора ГОРНА.
- В 90-е годы в Германии под лозунгом "немецкий Кёнигсберг" общество GFS (общество по развитию поселений в г. Тракенен (Ясная поляна), учреждённое известным праворадикалом МУНЬЕ, собирало деньги под строительство домов для "советских" немцев, - посвящает меня в историю вопроса Горн. - Престарелые немцы - жители Восточной Пруссии жертвовали сотни тысяч марок. В 1993 г. в Ясной поляне образовалось дочернее предприятие GFS - "ГСТ". Сколько денег немцы перевели на нужды посёлка - одному Богу известно. Директоров предприятия назначали из Германии. В 2005 г. это был я, а в 2007 г. - Мантай. Скорее всего, Мунье, понимая, что большинство жертвователей умерли и никто претензий не предъявит, продал ему свои учредительные доли в GFS. А Мантай, якобы став единственным учредителем и собственником, сейчас форсирует сделки о продаже домов. Я сужусь с ним уже два года. Мои обращения к Медведеву и Боосу возвращаются в Нестеров. А Нестеровская прокуратура рекомендует нам обращаться... в правоохранительные органы Германии!
"Пакуйте чемоданы!"
На выселение Лямцевых и Луцких поданы документы в суд. По Мергенталерам уже было решение суда, но оно пока еще не вступило в силу.
- Несут письма на выселение пачками! - жалуется Надежда. - Приставы приезжают, предлагают собирать чемоданы.
Немецких туристов в посёлок возить перестали, зато зачастили покупатели - присматривают дома...
"Наш коттедж в интернете выставлен за 30 тыс. евро, - всхлипывает Надежда. - Мантай сказал: найдётся покупатель - мы в 10-дневный срок должны освободить помещение... Мне 50 лет, я инвалид 2-й группы. Мою 72-летнюю мать в 1941-м россияне выгнали, а теперь и немцы!"
Анну ПИТЮРИНУ (девичья фамилия Файфер) в начале войны с семьёй выслали из Крыма в Казахстан. Отца сразу забрали в трудармию, с тех пор она его больше не видела. До 1954 года жили "под спецкомендатурой". В 90-е Мергенталеры хотели уехать в Германию, но сначала отправились погостить в Калининградскую область к родственникам.
- Здесь нас Редекер - один из учредителей GFS - отговорил: "Не уезжайте, у вас будет всё: и работа, и дом". Сейчас семейство Мергенталеров из пяти человек занимает 2-этажный коттедж. На участке в 10 соток разбили клумбы, посадили огород, развели скотину. Думали, нашли место, чтобы пожить на старости лет по-человечески, - расстраивается Надежда.
Доказательств не обнаружили
- Сложность в том, что, как утверждает Виктор Горн, на территории Германии было совершено мошенничество, - рассуждает следователь Нестеровского РОВД Роман НОРЕЙКО. - Мы не можем принять решение по данному факту - в нашем распоряжении нет соответствующих документов.
Следователь отказал в возбуждении уголовного дела о мошенничестве, но Нестеровская прокуратура его отменила и назначила дополнительную проверку.
- Согласно документам, жилые дома принадлежат ООО "ГСТ", учредитель которого - Александр Мантай. У нас нет доказательств, что эти дома строились на пожертвования... Ситуация сложная. Но точка в этом деле ещё не поставлена, - говорит помощник прокурора Нестеровского района Татьяна НОВОСЁЛОВА.
Сам Александр Мантай считает, что его не касается, на какие деньги построены дома.
- Мне предложили - я купил, - откровенничает он. - Не я, кто-нибудь другой сделал бы это. Специально кредит взял и теперь должен его выплатить.
Независимые юристы и адвокаты, к которым мы обращались, сочувствуют переселенцам: как можно было так попасться на удочку! Но ни один из них не смог предложить своего решения проблемы. Говорят, что это случай, когда наши правоохранительные органы должны работать в контакте с германскими. Большая часть доказательств - на территории ФРГ. Деньги собирали под переселенцев, а теперь их же выселяют - по мнению многих, это похоже на мошенничество.
Мы связались с руководством Немецко-русского дома в Калининграде. Там пообещали помочь связаться с немецкими СМИ, чтобы те провели расследование.