Фестиваль "Дон Ченто Джаз-2008", прошедший в минувший уик-энд в городском парке отдыха "Центральный", венчал уникальную пока для региона культурную летнюю программу, в которую уместились пролог "Балтийских сезонов", экзотическое шоу нестареющего Элиса КУПЕРА, "Бахослужение" в областной филармонии и кинофестиваль "Балтийские дебюты" в Светлогорске.
Увы, финальный аккорд на Певческом поле вышел не слишком убедительным. По крайней мере, у истинных поклонников нестареющего жанра широко разрекламированное шоу оставило в душе горьковатый осадок. Как это ни прискорбно, но следует признать: в игре большинства исполнителей джазом и не пахло. И в этом плане куда больший оптимизм являла некоммерческая внеконкурсная программа, а именно параллельное выступление калининградских джазменов в Фонтанном сквере у драмтеатра. А чего стоит новинка фестиваля - Джаз-трамвай, который курсировал в центре Калининграда. Многих калининградцев это фестивальное ноу-хау по-настоящему обрадовало. Представьте себе: ждёте вы трамвай 5-го маршрута на мясокомбинат, а из-за поворота неожиданно выплывает трамвайная платформа, на которой джазмены исполняют неувядаемое "Поезд идёт в Читанунга Чучу". С ума сойти! Впрочем, эти мероприятия позиционировались лишь как традиционный "разогрев" к главным концертам на сцене Летнего театра. Хотелось бы поделиться впечатлениями о них.
Согласен, современный джаз многолик. Его веяния глубоко проникли в культурную ткань различных музыкальных направлений. Но джаз без импровизации - это всё же не джаз. А вот импровизации за три фестивальных вечера придирчивое ухо улавливало считанное число раз.
Не отличались разнообразием и составы европейских "звёздных" команд. Словно некий стандарт довлел над организаторами: сакс, гитара, клавишные и... солистка-вокалистка. А где легендарные биг-бенды, малые инструментальные ансамбли, наконец? И чем вызвано такое превалирование латиноамериканских ритмов?
Правда, зрители, в большинстве своём не посвящённые в тонкости классического джаза, на ура встречали выступления джазменов. Как признался на пресс-конференции президент "Дон Ченто Джаз-2008" Владимир КАЦМАН, организаторы намеренно отошли от приглашения классических исполнителей джаза, дабы привлечь к мероприятию как можно больше калининградцев, которые, по большому счёту, ещё не готовы к восприятию серьёзной музыки. Сомнительное утверждение для города, где джазовые традиции уходят корнями в советские времена. Однако назвался груздем - полезай в кузов: не логичнее ли было тогда и по-другому фестиваль наречь, к примеру, "Дон Ченто Латинико"? Да и на каких тогда, позвольте, образцах организаторы собираются воспитывать джазовые вкусы молодёжи?
Несколько слов об игре музыкантов. Откровенно разочаровали братья Монтефиори из Италии. Охотно верю, что Франческо - один из лучших саксофонистов Европы. Но зачем ему понадобилось свой банальный, не поставленный голос демонстрировать? Честно говоря, весь этот коктейль из поп-хитов а-ля аббовская "Sunny" являл просто жалкую картину. Кто действительно порадовал, так это Дани КЛЯЙН из бельгийской группы Vaya Con Dios, не поступившейся ни на йоту истинным джазовым духом.