Примерное время чтения: 4 минуты
135

Разбор полётов (06.11.2007)

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45 07/11/2007

Отправляясь на зимовку, птицы пролетают тысячи километров между странами и континентами. И всегда безошибочно возвращаются домой. Люди веками бились над загадкой штурманских талантов пернатых, но только в середине XIX века русский учёный Александр фон Миддендорф предположил, что птицы ориентируются с помощью магнитного поля земли.

С тех пор учёные в своих изысканиях продвинулись не слишком далеко и до сих пор не ясно, как именно птицы пользуются земным "магнетизмом". Сегодня рядом с нами на биологической станции "Рыбачий", что на Куршской косе, учёные из Санкт-Петербурга Никита ЧЕРНЕЦОВ и Дмитрий КИШКИНЁВ намерены разгадать, наконец, эту вековую тайну.

Штурманские таланты птиц создали учёным большую проблему.

- В полёте недостаточно иметь компас и определить стороны света. Нужна ещё и карта, чтобы знать, где мы находимся по отношению к тому месту, куда надо попасть, - объясняет старший научный сотрудник Зоологического института РАН Никита Чернецов. - С птичьим компасом почти разобрались. 40 лет назад американские учёные выяснили, что пернатые "знают" о вращении звёздного неба в сторону севера и пользуются этим.

- Как птицы соединяют различные источники информации? На эту тему был поставлен очень интересный опыт с американскими дроздами, - продолжает Никита Чернецов. - Учёные предположили, что птицы выбирают направление полёта по точке захода солнца, а ночью поддерживают выбранный курс по магнитному полю. Чтобы проверить свою версию, они усадили птиц в клетки внутри кольца Гельмгольца с электромагнитным излучением и устроили для них "искусственный магнитный север". При этом они сдвинули его относительно истинного севера на несколько градусов. И американские дрозды, которых сбили с толку, отклонялись от правильного курса на угол, который установили учёные в кольце Гельмгольца. Эксперимент проходил весной. Выпуская из клеток дроздов, исследователи крепили на них миниатюрные передатчики и гнались за птицами на автомобиле по территории 2 штатов, проехав в общей сложности 1100 км...

С нейробиологической точки зрения птичий компас изучают в лаборатории профессора Моуритсена в Ольденбургском университете, где Дмитрий Кишкинёв - аспирант.

- На этот счёт в лаборатории Моуритсена разработали очень красивую теорию, - восхищается Дмитрий. - Птицы воспринимают магнитное поле в виде зрительных образов. Скорее всего, магнитное поле они "видят" как плавающее по сетчатке глаза "пятно", которое меняет своё положение в зависимости от изменений направления полета. Так птицы и ориентируются.

Чернецов и Кишкинёв решили проверить данные американского исследования. Петербургские учёные на пути к месту зимовки отловили 24 молодых дрозда. Некоторое время они держали их в вольере и откармливали. "Это важно, - отмечает Дмитрий Кишкинёв, - ведь птица мигрирует тем охотнее, чем она жирнее". Передержав птиц, на них надели маленькие радиопередатчики, похожие на рюкзачок.

- В один из тихих, ясных вечеров мы взяли двух птиц и посадили их в разные установки: одна создаёт искусственное магнитное поле, повёрнутое на 120 градусов относительно естественного. А другая - просто деревянная конструкция точно такой же формы, для контроля, - говорит Дмитрий Кишкинёв.

Когда солнце опускалось низко над горизонтом, птиц выпускали и слушали, в каком направлении они улетают. Аппаратура орнитологов позволяет следить за полётом дроздов до 15 км. "Это расстояние, достаточное, чтобы понять, в каком направлении они улетели", - говорят учёные.

- Мы хотели выяснить: удаётся ли нам их обмануть, - объясняет Никита Чернецов. - Согласно результатам американских исследований должно было произойти отклонение от нужного курса, чего мы и ждали. Но пока это не подтвердилось. Вполне вероятно, что весной и осенью птицы используют разные механизмы ориентирования. Ведь весной они возвращаются в те места, где уже были и могут пользоваться "картой". А осенью молодые птицы летят туда, где они никогда не были, и им не обойтись без "компаса".

- Первый год работы - это, как правило, разведка боем, - не унывает Дмитрий Кишкинёв. - Продумываете план, потом проверяете, и оказывается, что есть вещи, которые вы не предусмотрели.

Своё исследование зоологи продолжат следующей весной и осенью. "Если нам удастся доказать, что дрозды не отклоняются от истинного маршрута, это будет удивительный результат. Он поставит под сомнение модель, описанную нашими коллегами, и значит, птицы как-то по-другому используют свою способность ориентироваться", - говорят исследователи.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно