Примерное время чтения: 3 минуты
57

Забил "Болт" на бюрократов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14 02/04/2008

В необычном свете предстал в минувшую субботу перед почитателями его таланта композитор Дмитрий Шостакович - в специальной программе, представленной Концертным духовым оркестром Калининградской областной филармонии, звучала его так называемая лёгкая музыка.

Автор 15 симфоний и множества прочих солидных опусов, вошедших в золотой фонд мировой музыкальной культуры, великий экспериментатор прошлого века, как оказалось, был не прочь и "пошалить" на музыкальной стезе. Марши, вальсы, польки, музыка к кинофильмам и спектаклям, наконец, его удивительные балеты - всё это если и выходит за рамки некой "застолблённой" критиками за творцом эстетико-художественной концепции, то не перестаёт удивлять характерным для автора искромётным юмором, неуёмным оптимизмом, узнаваемостью образов. Можно только удивляться, как тонко средствами музыкальной сатиры изобличил он сущность бюрократов в балете "Болт" или разухабистость ломовых извозчиков в музыке из "Барышни и хулигана".

Безусловно, свою лепту в завораживающую ауру беспрецедентного концертного действа внесли и артисты оркестра. Блестяще отрепетированная, с душой исполненная программа не оставила равнодушным никого из собравшихся в этот субботний вечер в зале филармонии слушателей. А каждый из сменяющих друг друга дирижёров - будь то Эдуард Гантовский (кстати, автор большинства аранжировок и переложений творений Шостаковича), Станислав Штатнов, Виктор Бобков или Роман Иванов - вносил в исполнение свой, только ему присущий шарм.

Квинтэссенцией происходящего стало исполнение замечательным баритоном Николаем Горловым сатирической кантаты "Антиформалистический раёк". Это необычное произведение - своеобразный пламенный ответ композитора всем его тогдашним критикам на обвинения в "сумбуре вместо музыки". Убийственный ответ невеждам и бездарностям, идеологическим "блюдолизам" и прочим заурядностям! Кстати, ровно 60 лет назад вышло известное постановление ЦК ВКПб "Об опере Мурадели "Великая дружба", где творческие поиски композиторской элиты страны Советов были объявлены формализмом и уходом от реальности.

Не установлено точно, когда Шостакович "родил" этот звучащий памфлет. Известно только, что первое исполнение состоялось в Штатах, куда контрабандой была переправлена партитура (по одной из версий, чуть ли не через Ростроповича). А в СССР опус прозвучал в 1989 году в зале Московской консерватории, когда автора уже не было в живых.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно