В Калинингроаде состоялся показ одной из лучших романтических комедий немого кинематографа "Огни большого города" с Чарли Чаплином в главной роли. Смотрели, как в старое доброе время: под аккомпанемент тапёра - 25-летнего московского композитора Арсения Трофима, сорвавшего бурные овации калинин- градцев.
Акция состоялась в рамках просветительского проекта "Современный тапёрский кинозал", который активно пропагандирует Арсений. Путешествуя по городам России, он озвучивает шедевры немого кинематографа. За три года Арсений написал музыку к 44 полнометражным и короткометражным кинолентам. В его коллекции собраны картины от первого полнометражного анимационного фильма в истории мирового кино "Приключения принца Ахмеда" до скандального "Андалузского пса", снятого по сценарию Сальвадора Дали режиссёром Луисом Бунюэлем. Ключевой задачей проекта автор считает возрождение самобытного тапёрского искусства.
- Немые чёрно-белые ленты начала 20-го столетия - колоссальный пласт в истории кино, - говорит Арсений. - Отсутствие звука компенсировалось экспрессией актёрской игры и ярчайшими режиссёрскими озарениями. В результате получались шедевры, которые необходимо вернуть нашему кинозрителю. Писать музыку для такого кино - наслаждение. Но не всякий, играющий на фортепиано, может стать тапёром. Это сложная профессия. Если зритель, сидя в кинозале, забывает, что музыка идёт не с экрана, а проигрывается в кинозале вживую, значит, всё состоялось.
К слову, впервые Трофим посетил Калининградскую область ещё в детстве - отдыхал в пионерлагере "Волна". С тех самых пор, признаётся он, наш край ассоциируется у него со словами "море", "янтарь", "черепица"...
Кино и немцы
Интересно, что до войны в Кёнигсберге работало 13 кинотеатров, многие из которых носили романтические названия: "Глория", "Астория", "Урания", "Виктория". Уцелело только два: "Скала" на Hufen Allee (сегодняшняя "Заря") и "Аполло" на Lawesker Allee (кинотеатр "Победа"). Первую немую ленту в Кёнигсберге показали в 1903 году. Помимо сюжетов с пивом, шнапсом и марципанами, наполненных чисто немецким юмором, кёнигсбержцы жаловали и русское немое кино. Особенно мелодрамы с участием Веры Холодной. Кёнигсбергский юрист Генрих Хакке стал самым преданным поклонником кинодивы. Увидев однажды "Молчи, грусть, молчи", где Вера Холодная играла ревнивую красавицу, Хакке совершенно потерял голову и отправился в Россию в надежде познакомиться с предметом страсти. Вера Холодная оказалась преданной женой русского офицера. Тогда Хакке предложил ей дружбу и вплоть до смерти актрисы сопровождал её повсюду.
Страсти вампира
Калининградские музыканты также внесли лепту в озвучивание немого кино. К примеру, в прошлом году в Музее янтаря состоялась демонстрация культовой немой ленты Александра Довженко "Арсенал". Роль тапёра исполнил молодой калининградский композитор Олег Медведев, написавший музыку для этой картины. А 4 года назад художественный руководитель квартета Tango orkestra Илларион Дьяков написал музыку к "Носферату" - немой киноверсии " Дракулы" Брема Стокера. В тот самый момент, когда на экране устрашающего вида вампир терроризировал красавицу, на скрипке Иллариона без всякой видимой причины лопнула струна. Такой вот громкий привет от "великого немого".