У мальчика Игоря КВАШИ было удивительное детство. Родители - интеллигенты: мама - педагог, папа - доктор наук, химик, человек мягкий. А Игорь рос непослушным.
О своём детстве актёр и телеведущий рассказал на творческой встрече 21 апреля в кинотеатре "Заря" по просьбе зрителей.
- Тогда, до войны, уже были студии грамзаписи, - вспоминает Игорь Владимирович, - чем отец и воспользовался. Сидели мы как-то ужинали, играла радиола, и вдруг раздалось: "Говорит радиостанция имени коминтерна. Мы передаём передачу о мальчике Игоре Кваша..." И начали перечислять все мои прегрешения. Но отец этим не ограничился. Он договорился со всеми родственниками, знакомыми, и они звонили: "Игорь, ты слышал: о тебе была передача!" Я после этого какое-то время был как шёлковый... Отец погиб на войне в 43-м.
Мать, Дора Захаровна, с сыном жили в эвакуации, в Сибири, питались, естественно, по карточкам. Как-то Дора Захаровна нашла пачку продуктовых карточек на целую семью. Это было в начале месяца, получалось, та семья оставалась без продуктов целый месяц. Она узнала адрес.
- И ей важно было, чтобы я это запомнил, - замечает Игорь Владимирович. - Мы пошли к ним после работы. Было уже темно, зима. Она стучится в квартиру, а там какие-то крики истерические, дети плачут. Открывается дверь - стоит старик. И раздражённо так: "Что вам?" Мама говорит: "Вы извините, но я нашла ваши карточки". И наступила полная тишина. Он взял эти карточки. И тут снова началась истерика, но уже по другому поводу.
В 50-х уже на IV курсе школы-студии МХАТ Игорь Кваша познакомился с Олегом Ефремовым, самым молодым педагогом на курсе. Они сдружились.
- Тогда вот родились первые разговоры о театре "Современник", - говорит актёр. - Мы пошли в ЦК комсомола и заявили, что хотим сделать целинный комсомольский театр. Поехали на целину. Работали в тяжёлых условиях. Но всё это ушло как в песок. Разрешения на создание театра нам не дали. Мы ожесточились очень, но затею не бросили: решили собраться и по ночам делать свой спектакль. Репетиции начинали часов в 12 ночи, заканчивали часов в 5 утра.
На премьеру позвали молодую публику - боялись, пожилые не выдержат.
- Мы сыграли первый спектакль, - вспоминает Игорь Владимирович. - Успех, аплодисменты. Это нас, конечно, очень подогрело.
Потом решили пригласить стариков МХАТа - надеялись на то, что МХАТ возьмёт под своё крыло, и опять просчитались.
- Второй год работали ночами, - продолжает артист. - Мы с Олегом ездили по разным людям, ко всем лезли со своим театром. Бестолку. И как-то мы пришли во МХАТ, стали опять говорить: вот как бы студию. Дельный совет дал экономист: "Ребята, значит так, через ЦК вы ничего не сделаете, но есть один законный путь. Заключите с театром договор, как шабашники. Если директор пойдёт на это, я со своей стороны вас поддержу". Мы заключили договор. Примерно так и создавался "Современник".
Сейчас Игоря Квашу знают больше как ведущего программы "Жди меня", а не как актёра и режиссёра. Конечно, он хотел бы, чтобы было по-
другому. "Но это невозможно. Телевидение - фантастическая сила".
Игорь Владимирович признался, что "Жди меня" вести очень трудно, потому что он "не умеет отстраняться, пропускает всё через себя". Хотел уйти в 2005 году, но уговорили остаться.