Примерное время чтения: 5 минут
189

Небо - одно на двоих

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31 02/08/2006

В воскресенье под Черняховском разбился военный самолет Су-24М, который должен был принять участие в показательных выступлениях над Балтийском в честь дня ВМФ. Оба пилота погибли...

Как будто специально к назначенному часу солнце разогнало тучи над городом, и тысячи зрителей, собравшиеся на трибунах и у набережной Морского канала, смогли без помех наблюдать красочное шоу, устроенное военными.

Когда высоко в небе, опережая звук и выделывая немыслимые пируэты, пронеслись три штурмовика, из тысяч уст вырвались крики восторга. Мало кто обратил внимание, что звено из трех машин было "неполным". Но лётчики, сидевшие за штурвалами самолётов, уже знали о том, что несколько минут назад экипаж их боевых товарищей исчез с экранов радаров...

Около 12 часов четыре Су-24М Четвёртого Гвардейского авиационного полка взлетели с Черняховского аэродрома и взяли курс на Балтийск, чтобы принять участие в военном параде. Через несколько минут с командиром экипажа Виктором Пешехонцевым и штурманом Борисом Седовым прервалась связь. Примерно через час фронтовой бомбардировщик был найден в лесном массиве, недалеко от посёлка Медовое, что в 25 км от Калининграда.

Местные жители видели, как самолет, словно раненая птица, снижался, "чиркая" по макушкам деревьев. А затем рухнул, уткнувшись носом в землю. Оба пилота погибли.

В тот же день из Москвы в Калининград вылетели специалисты службы безопасности полетов Минобороны. Вечером 30 июля недалеко от места катастрофы были обнаружены и "черные ящики" разбившегося Су-24М. По мнению специалистов, они в хорошем состоянии, что позволит быстро провести расшифровку.

- Я не знаю, каким будет заключение экспертов. Но я точно знаю, что ребята, которые сидели в самолёте, были настоящими асами. Таких сейчас по пальцам пересчитать можно, - говорит военный лётчик-снайпер Александр Шаталов, бывший сослуживец погибших. - Они были людьми из той когорты, которые умели делать всё, что касается самолёта. И если спасти машину было невозможно, то они бы катапультировались. Но этого не произошло. Почему? Потому что пилоты, вероятно, были оба без сознания или уже мертвы. Почему сразу двое? Моя версия такова - самолёт попал в стаю птиц. А вы знаете, что обычная ворона может пробить самолёт насквозь, словно снаряд?! В том месте, где погибли ребята, очень много птиц. Я сам, когда летал, попадал в "птичью" переделку. Это страшная сила и очень опасная.

По мнению Александра Николаевича, бороться с птицами практически бесполезно. Разве что на аэродроме их можно распугать.

- Это были настоящие боевые офицеры, опытные авиаторы, которых уважали не только за их звания и должности (оба подполковники: Виктор Пешехонцев - начальник отдела воздушной и тактической подготовки, а Борис Седов - старший штурман полка), - сказал в беседе с корреспондентом "АиФ" сослуживец погибших летчиков, посетовавший на запрет командования общаться с журналистами "через голову" пресс-службы БФ.

- Оба в свое время окончили Черниговское высшее военно-авиационное училище и успели пройти все ступени служебной лестницы, начиная с самых "низов".

По мнению собеседника, причиной аварии могли стать как сложные погодные условия, так и отказ техники и приборов. Возможно, пилоты уводили неуправляемый самолёт от посёлка. Есть и еще один нюанс, о котором военное руководство распространяться не любит. Речь идет о явно заниженном времени налётов у наших авиаторов, без чего даже опытнейшие асы рискуют потерять квалификацию. Недостающие по нормативам часы со времен развала СССР летчики компенсируют занятиями на тренажерах, которые, однако, не могут полноценно заменить реальную практику.

- Я встретил Бориса утром. Он был такой весёлый. Сказал мне, мол, сейчас показушку устроим, а затем отпразднуем, - вспоминает бывший командир полка Николай Миночкин. - Не получилось праздника. Его брат-близнец Андрей тоже в параде участвовал. В первом самолёте шёл тоже штурманом. Они очень дружные ребята были. Вместе выросли, вместе выучились на лётчиков, в один полк пришли служить. Правда, в полку только одно место старшего штурмана было. Так Андрей шутил по этому поводу, дескать, эта должность пусть Борису достанется - он же на несколько минут меня старше.

У подполковника Виктора Пешехонцева остались вдова и взрослый сын - продолжатель династии военных летчиков, который служит сейчас в звании капитана. В семье подполковника Бориса Седова воспитываются двое детей: 20-летняя дочь и 12-летний сын.

Присутствовавший на параде в Балтийске министр обороны Сергей Иванов прервал официальную программу пребывания и выехал в Черняховск. Здесь он лично выразил соболезнование семьям погибших, пообещал им материальную поддержку и "всю помощь, какая потребуется". А также отдал распоряжение о начале расследования. Правительство Калининградской области объявило, что со своей стороны выделит по 100 тысяч рублей семьям погибших летчиков.

Хроника авиакатастроф

В 1977 году военный самолет рухнул на здание детского садика в Светлогорске. Погибли сами пилоты, дети и воспитатели. 15 сентября 2005 года Су-27, летевший из Ленинградской области в Калининград, разбился в 55 километрах от Каунаса. Успевший катапультироваться летчик майор Валерий Троянов оказался тогда в центре международного скандала.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно