В июне 1971 года трагически оборвался полёт космического корабля «Союз-11». Одним из членов экипажа был калининградец - космонавт Виктор Пацаев. При возвращении на Землю экипаж погиб. Спустя семь лет флотилию кораблей космической связи пополнило новое научно-исследовательское судно - «Космонавт Виктор Пацаев». Однако теперь над ним нависла реальная угроза утилизации.
Содержать не по карману
«Сейчас на заводе «Факел» вводят наземную станцию космической связи, - рассказывает Светлана Сивкова, директор Музея Мирового океана (ММО), - как только она начнёт функционировать, данную задачу перестанет выполнять «Пацаев». В настоящее время музей строит гигантский корпус «Планеты Океан» и нет никакой возможности самостоятельно осилить такой объект как « Пацаев» с его гигантским водоизмещением – 6360 тонн. И не менее гигантскими ежегодными затратами на содержание - около 15 млн рублей в год».
Между тем, в России есть впечатляющие примеры решения проблемы. В частности, благодаря Росатому сохранён легендарный ледокол «Ленин». Его перепрофилировали в образовательно - информационный центр для молодёжи. В Мурманске «трудятся» в качестве кораблей-музеев первая атомная подводная лодка К-3, ледоколы «Ленин» и «Арктика». Несколько таких объектов есть в Севастополе, Новороссийске. Владивосток планирует отдать целую бухту для исторических кораблей Тихоокеанского флота. Петропавловск-Камчатский установил торпедный катер на сопке.
Морской «Витязь». Как прошли 75 лет легендарного судна из Калининграда | Фотогалерея
Морской «Витязь». Как прошли 75 лет легендарного судна из Калининграда | Фотогалерея
Решит Роскосмос
«Суда космического флота на сегодня есть лишь в США, Китае и России. При этом только у нас почему- то встаёт вопрос об его уничтожении. Этого допустить нельзя!» - убеждён Виктор Стрюк, главный научный сотрудник ММО.
Есть зыбкая надежда, что фрегат удастся отвоевать: в 2015 году «Пацаев» признали вновь выявленным объектом культурного наследия. А это значит, что акционеры имеют право продать судно, но со всеми обременениями, вытекающими из данного статуса. То есть новый владелец судна не сможет отправить его «на иголки» при всём желании.
На средства, собранные ветеранами космического флота, провели экспертизу корабля. По заверениям водолазов, обследовавших корпус, претензий к нему нет. Он крепок и прослужит ещё не один десяток лет.
Светлана Пацаева - дочь космонавта, известный учёный-физик, написала обращение на имя Президента России с просьбой спасти последний корабль «Звёздной флотилии». Инициатива принесла плоды. В феврале нынешнего года в ходе визита в Калининград министр культуры РФ Владимир Мединский заверил, что министерство готово взять судно на баланс и содержать его, после того как Роскосмос или иная организация проведут докование. По предварительным данным, доковый ремонт «Пацаева» обойдётся примерно в 140 млн руб. Львиная доля из этих средств уйдет на ремонт систем вентиляции, канализации и электрики.
«Мы обратимся к «Роскосмосу» с просьбой продолжить работу корабля в текущем режиме до 2018 года и обеспечить сохранность судна как потенциального музейного объекта», - говорит Светлана Сивкова.
Кроме этого, будет составлено ходатайство в Министерство культуры РФ о приёме судна в ведение федерального «Агентства по управлению и использованию памятников культуры и истории» после 2018 года. К данной работе планируется привлечь специалистов НПО Измерительной Техники, Музея Мирового океана, БФУ им. И. Канта, КГТУ, МГУ, «Роскосмоса», «Росатома», корпорации развития туризма Калининградской области. Что касается туризма, то судно, - убеждены специалисты, может использоваться как отель. На борту НИС «Витязь» имеются семь кают.
Если все задуманное не удастся воплотить, «Космонавт Виктор Пацаев» вслед за собратьями по флотилии, отправится в индийский порт Аланг, где его ждёт «разделка» на металл.