Примерное время чтения: 8 минут
32219

Деревья Вермахта. В Калининграде решают судьбу довоенных немецких дубов

Зеленые коридоры из многолетних лип и тополей - фирменный знак Калининграда-Кенигсберга.
Зеленые коридоры из многолетних лип и тополей - фирменный знак Калининграда-Кенигсберга. / Станислав Ломакин / АиФ

В Калининградской области идет массовая вырубка придорожных аллей, высаженных еще в довоенное время. Сторонники того, что нужно пилить раскидистые дубы, тополя и липы, уверяют, что деревья вдоль дорог часто становятся виновниками смертельных ДТП. Защитники аллей просят оставить в покое символы Кенигсберга-Калининграда и предлагают водителям просто быть осторожными. 

Виноваты деревья?

Обычная федеральная трасса Калининградской области - это две полосы  в каждую сторону, без разделителя и отбойников. По краям - лишь деревья, высаженные еще 100-120 лет назад, во времена Восточной Пруссии.  Эти тополя и ясени в народе уже давно прозвали «последними солдатами Вермахта»: ежегодно они «забирают» десятки жизней водителей, не успевших вовремя затормозить перед деревом. Как признают сотрудники ГИБДД, иногда объективных причин для аварий нет:  ровная трасса, хорошая видимость, а машина почему-то «влетает» точно в дерево. 

В 2013 году, по статистике ГИБДД, на трассах региона, врезавшись на автомобилях в придорожные деревья, погибли 29 человек. В 2014 году – чуть больше.

Существует немало версий, почему деревья высажены так близко к дороге. Одни говорят, что липы и ясени в Восточной Пруссии сажались для защиты дорог от особенностей местного климата - сильных ветров и повышенной влажности, которая разрушает дорожное покрытие и угрожает подтоплением. Другие утверждают, что аллеи вдоль дорог сделали, чтобы лошади и повозки передвигались в тени. Третьи  считают, что разросшиеся кроны деревьев были хорошим прикрытием для военной техники. 

В последнее время зеленое наследство Восточной Пруссии оказалось под угрозой уничтожения. По предварительным расчетам, в области осталось всего около 300 тысяч придорожных деревьев, хотя еще в 2005 году их было на 75 тысяч больше.

Первые переселенцы еще помнят, как их поражали красные черепичные крыши, готические постройки и деревья вдоль дорог. . Фото: АиФ

В начале 2014 года органы безопасности движения предложили запустить областную целевую программу «Придорожные деревья», в результате которой все бы они «поэтапно» исчезли. Все - ради профилактики ДТП с тяжкими последствиями, заявляют власти. Только в прошлом году по предписанию ГИБДД срубили 1781 дерево. Ускорить вырубку «помогли» новые ГОСТы, по которым полосы второстепенных трасс должны расширять до 3,75 метров.  

«Увеличение числа наездов на придорожные деревья сопровождалось резким снижением темпов вырубки, - отмечает замначальника регионального УГИБДД Александр Михалевич. - В 2013 году с обочин автодорог убрано на 24% меньше деревьев, чем в 2012. Вместе с тем, сплошная уборка деревьев с придорожных обочин в 2011 году позволила полностью ликвидировать очаги концентрации ДТП на федеральных автодорогах».

Однако защитники аллей считают, что польза от этих мероприятий сомнительная, и приводят свою статистику ДТП со смертельным исходом, связанных с наездом в дерево или отбойник. В 2010 году было 45 смертей, в 2011 – 48, в 2013 – 50, в 2014 – 44. Если учесть, что ежегодно вырубаются тысячи деревьев, позитивной динамики не видно. Объявлять деревья угрозой не позволяет и то, что Калининградская область занимает первое место в российском рейтинге безопасности дорог.

От придорожных деревьев избавляются очень быстро. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

«Почему-то методом предупреждения ДТП госавтоинспекция считает вырубку деревьев. Я за рулем 30 лет, сам езжу по этим дорогам. Однажды тоже врезался в тополь, но виноват сам - нарушил правила дорожного движения», - говорит общественный деятель, член инициативной группы по защите аллей Александр Чалый.

По его словам, ограничения в скоростях на точно таких же дорогах у поляков - 90 км/час, в других странах 80. У нас - 70. Двигаясь с такой скоростью, разбиться о дерево очень сложно. Причина в другом: кто-то выпил, кто-то уснул или превысил скорость.

«Считаю, нужно не деревья пилить, а людей воспитывать. Иначе даже вырубка не поможет: если дорога станет пустая, - скорость будет увеличена - не сомневайтесь. Человек так устроен. Поэтому статистика у ГАИ все равно будет не очень хорошая», - считает Чалый.

В ГИБДД уточняют, что деревья нужно убирать с обочин и высаживать за пределами полосы отвода. Но проблема в том, что рубить у нас готовы, а высаживать - нет. По статистике, за 4 года в регионе высажено всего около 700 деревьев!

Дело - дрова

«Вырубают ценные породы - бук, дубы, клены. Активистов интересует, куда идет древесина. Впечатление, что происходит не утилизация, а неузаконенная реализация», - рассуждает член регионального штаба Общенародного фронта Сергей Шерстюк.

Спиленные деревья с обочин увозят. Но куда? Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

Советник губернатора по экологическим вопросам Юрий Цыбин обратился к ОНФ с просьбой проверить законность выдачи представлений ГИБДД.

«Когда выписывается предписание о необходимость вырубить все придорожные деревья, как потенциально опасные, появляется повод для злоупотребления, - говорит он. 

По подсчетам экспертов, на борьбе с деревьями заинтересованные люди могли заработать уже не менее 25 млн рублей. 

Защитники аллей настаивают на том, что в области нужно разрабатывать свой стандарт исполнения федеральных регламентов. И дело вроде сдвинулось с мертвой точки. Чиновники, ГИБДД и общественники договорились по нескольким пунктам.

Если раньше в предписании на вырубку ГИБДД указывало только участок дороги, теперь они будут обязаны указать и количество деревьев. Муниципалитеты обязали включить экологов в комиссию по выдаче порубочного билета, они же должны определить место складирования спиленных деревьев. И, самое, важное : деньги, выплаченные за вырубку, должны будут потратить на высадку деревьев.

Кроме того, министерство обратилось в облдуму с законодательной инициативой по поводу придания калининградским аллеям, которые стали свидетелями многих исторических событий, особого статуса. Пока это все только проекты, сроки реализации которых не определены. 

Учимся у соседей

Если в Калининграде всерьез задумались о защите придорожных деревьев недавно, то в Польше этой проблемой занимаются уже лет 10. По словам эколога Эвы Романовой-Пенкал из Польши, первая волна рубки деревьев там началась в 70-е годы, во время бума автомобилизации, вторая волна пришлась на 90-е. И только спустя годы удалось найти общий язык с чиновниками.

Польские экологи учат обследовать деревья. Фото: Пресс-служба Калининградского зоопарка

«Мы поставили себя на их место, поняли, что им трудно разобраться в пользе аллей, и решили проводить для них семинары. Самым трудным было вытащить чиновника из кабинета, а сейчас тренинги и семинары стали такими популярными, что чиновники ездят на них с большим удовольствием и даже сами спрашивают: «Когда мы поедем на диагностику деревьев?», - говорит эколог.

А вот в Германии инициатором защиты придорожных деревьев стал Союз автолюбителей - ADAC. И его поддержала дорожная полиция: стала жестче контролировать движение по аллеям. ADAC ввел специальный курс вождения по дорогам, обсаженным деревьями. В западной Европе сейчас начинают восстанавливать зеленые насаждения вдоль транзитных автотрасс. Деревья высаживают на въезде в город - это заставляет водителей снижать скорость.

Комментарий
«Немцы сажали аллеи не просто так, а по расчету, как конструктивный элемент дороги, - говорит заслуженный эколог России Феликс Алексеев. - Деревья впитывают влагу и предохраняют трассы и близлежащие земли от подтопления. Там, где зелень вырубают, трасса начинает «пузыриться». Это написано и в учебнике по дорожному строительству: становится больше влаги, которая то замерзает, то размораживается, и деформирует основание полотна... Корневая система укрепляет придорожные насыпи и полотно дорог. Кроме того, дерево работает как естественный кондиционер. Зелень защищает асфальт от перегрева, уменьшает шумовое загрязнение, поглощают выхлопные газы».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (10)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах