Одна из главных проблем после перепада напряжения в сети – сгоревшая бытовая техника. В каких случаях можно заставить энергетиков возместить ущерб, разбирался журналист «АиФ-Калининград».
Напряжение повышено
Жители поселка Матросово Калининградской области – среди тех, кто не теряет надежду вернуть деньги за сгоревшую технику. С 23 на 24 декабря ураган повалил столб линии электропередач у дома № 1, а заискрило у всех соседей. За одну ночь они вдруг остались без газовых котлов, холодильников, стиральных машин, телевизоров и микроволновок.
«Мы ложились спать, когда на улице вдруг полыхнуло синим светом. От посудомоечной машины сразу пошел неприятный запах. А утром обнаружили, что ни один из приборов не работает, - рассказывает Светлана Аркадьева. – Соседи прибежали: у них – та же беда. Самое страшное, что «полетели» газовые котлы. И это в самые холода! Те, у кого маленькие дети, сразу же вызвали «частника» и починили приборы за свой счёт, а мы сидели без отопления и горячей воды пять дней. Позже я отвезла сгоревшие платы котла и посудомоечной машины в фирму, где покупала технику. За ремонт я отдала 8 тысяч рублей».
В акте приемки выполненных работ сказано, что ремонт произведен «по причине попадания завышенного напряжения сети питания (примерно 380 В)».
Матросовцы отправили коллективное обращение (подписались десять человек) в районные электрические сети (РЭС), гендиректору АО «Янтарьэнерго», в прокуратуру и администрацию Гурьевского района с перечнем испорченной техники. Требуют возместить материальный ущерб и заменить в поселке столбы электропередач.
Опоры ЛЭП находятся у каждого дома (на них закреплены счетчики). По словам жителей, их поставили в 1984 году. Дерево рассохлось от времени, кое-где подгнило, толкни чуть посильнее - рухнет.
«Того и гляди, упадут на ребятишек. Кто тогда отвечать будет? – волнуется Светлана Николаевна. - В 2014 году мы уже обращались в РЭС с просьбой заменить столбы, но нам ответили, что не истек срок их гарантии – сорок лет».
Частники помогут
В доме Майи Витман в злополучную ночь сгорели котел, ТВ-приставка и сабвуфер на компьютере.
«У меня внуки 4 и 10 лет. Ждать не могла. Вызвала частника, отдала за ремонт котла 9 тысяч рублей, - рассказывает женщина. - Для меня это серьёзные деньги: работаю уборщицей, зарплата – всего 8 тысяч. Но не замерзать же! В доме № 9 живёт 82-летняя Мария Глинцевич. Ухаживает за ней зять Александр. Сам после операции, супруга болеет. Чтобы не морозить женщин, отстегнул частнику за ремонт котла 11 тысяч. Документов тот, конечно, никаких не выписал».
У Габиба Абдулаева двое детей 9 и 12 лет. Котел до сих пор сломан. Обращался в местную РЭС, но там говорят: «Пишите в «Янтарьэнерго!». Те обещали ответить через месяц. Семья мерзнет, но ждет. Ходят дома в куртках и сапогах.
«Столько приходится ждать не по нашей вине, - возмущается мужчина. - Тогда как за электричество требуют платить день в день. Однажды три дня просрочил, отключили свет, да еще 4 тыс за подключение требовали. В чистом поле бетонные столбы ставят, а в поселке, где живут люди, ковырни опору - труха».
Пострадал во время ЧП и местный детсад «Лучик». Как рассказала заведующая Виталина Шубчинская, сгорел блок управления в котле, запчасти в двух холодильниках и дозатор. Счета за ремонт еще не выставили. Учреждение не работало сутки.
В суд - с документами
«Состояние опор – вопрос безопасности. Владелец обязан их обследовать, и, если произошёл их естественный износ, - отремонтировать, - говорит юрист Станислав Солнцев. - Со сгоревшей техникой сложнее. У жителей заключен договор на поставку с частной организацией. Были нарушены ее условия: дали напряжение выше положенного - причинен ущерб. Я не энергетик, но полагаю, что при скачке напряжения должна была сработать автоматика. Этого, наверное, не произошло. Жители имеют право потребовать возместить ущерб, но для этого должны подтвердить документально: сколько стоит ремонт, в чем была причина поломки. Если они обращаются к тому, кто такие документы выдать не может, но оказывает услуги дешевле, значит, берут риски на себя. Надо было хотя бы получить с частника расписку. Иначе шансы вернуть деньги призрачны».
Как правильно действовать в подобных ситуациях? Обращаться в сервисный центр по ремонту техники, чтобы её осмотрели квалифицированные специалисты и составили акт с указанием вероятной причины поломки: «скачок напряжения». Чек прикладывается к претензии. Если организация откажется возместить ущерб, обращаться в суд как потребитель. Тогда компания заплатит 50% штрафа и ещё компенсирует моральный вред. Но безо всяких документов рассчитывать, что кто-то там наверху вникнет в ваши страдания – бессмысленно.