После череды ливней улицы Калининграда затопило, а на улице Судостроительной даже образовался провал на проезжей части. На прочистку и ремонт городской дренажной системы тратят десятки миллионов, а результат всё тот же - плывём. Почему - разбирался журналист «АиФ-Калининград».
Крышки плавали
В последнее время, как дожди, так «тонут» улицы Тельмана, Сергеева, Чкалова, А. Невского, Красная, посёлок А. Космодемьянского... Свежая яма, образовавшаяся на ул. Судостроительной, - полуметровой глубины. А рядом с остановкой ТЦ «Сити» на Московском проспекте у мужчины прямо из-под ног ушёл тротуар: под ним провалилась плитка.
Стихия нас еще щадит. А четыре года назад, когда в июле за неделю выпала двухмесячная норма осадков, в облцентре образовалось 16 провалов, оползней и просадок грунта. Самая заметная яма диаметром 2,5 м и глубиной до 8 м была на улице Шевченко - пришлось ограничивать движение автомобилей.
В провалах грунта в нашем городе чаще всего виновата «лишняя» вода. По словам Анатолия Валуева, замдиректора Историко-художественного музея, в начале ХХ века большинство городских ручьёв немцы «заковали» в бетонные тоннели, в том числе тот, что вытекает из нынешнего Нижнего пруда. Этот тоннель повредили ещё при прокладке коммуникаций к Дому Советов.
«На Шевченко провал образовался из-за того, что вода постепенно вымыла полости в немецких фундаментах под дорогой, - говорит Владимир Свинцов, директор МКУ «Городское дорожное строительство и ремонт». - Провалы у нас происходят постоянно. Причины разные: повредился водопровод, разошлась ливнёвая труба или в колодце появилась дырка и грунт из основания дороги начал в неё уходить... Ливнёвки чистим постоянно. Но в разных частях города есть коллекторы, которые на грани эксплуатационной возможности. Когда осадки выпадают «залпом», коллекторы не справляются. С финансированием сейчас жёстко - средств на решение всех проблем сразу нет. Ликвидируем самые острые. Помните, как затапливало Московский проспект? Крышки колодцев по дороге плавали от напора воды. В прошлом году мы отремонтировали выпуски в Преголю, увеличили их диаметры. И ситуация улучшилась».
В схеме не значатся
Чтобы решить проблему дренажа в городе капитально, нужно около 33,5 млрд рублей в ценах 2011 года! Цифра - от института, который тогда по заказу мэрии изготовил проект «Схемы дождевой канализации и гидросистемы Калининграда». Сечас эта сумма кажется немыслимой.
В 2015 году городу не удалось войти в ФЦП с работами по дренажным ручьям и озёрам на 3,5 млрд рублей. На этот год МБУ «Гидротехник», которому передают городское ливнёвое хозяйство, выделили всего 54 млн рублей.
«А нужно только на текущие задачи ещё как минимум столько же, - говорит Майя Федоринина, начальник отдела МБУ «Гидротехник», - на новую технику и рабочих. С 2014 года идёт инвентаризация гидротехнических сооружений и сетей, нам всё добавляют имущество. Выявляют коммуникации, которых и на схемах-то не было.
Пока системной работы по дренажу нет и городские предприятия работают, как пожарная команда, лучше не станет. Поэтому от новых провалов и потопов на дорогах ни один автомобилист не застрахован.