Земельный вопрос
О гаражной амнистии заговорили после того, как Минэкономразвития опубликовал для общественного обсуждения законопроект «О гаражах, порядке приобретения прав на них и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Ожидается, что в мае документ внесут в Госдуму, а заработает он с 1 января 2020 года.
Тем, кто легально построил или купил «домик» для своей машины, вроде бы не о чем беспокоиться. Законопроект в качестве основного бонуса предлагает упрощённый порядок оформления гаража и земли под ним в собственность.
«Мы давно ждём этот закон, – говорит председатель гаражного кооператива «Жигули» Владимир Петёлкин. – Больше половины из 800 наших гаражей уже оформлены в собственность. Но люди боятся, что могут их лишиться из-за нынешней непонятной ситуации с землёй».
Оформление гаража в собственность по справке от кооператива, по словам моего собеседника, не вызывает особых сложностей. Только вот сумма, в последние годы, выросла в три-четыре раза вместо прежних 2,5 тыс. руб., так как теперь нужно делать топосъёмку участка и вызывать кадастрового инженера. Арендованную у муниципалитета землю и сейчас можно приватизировать, но по кадастровой стоимости.
Как сообщила председатель гаражного кооператива «Энергетик» Людмила Квашневская, для них выкуп участка обойдётся в 8 млн руб. Неподъёмная сумма для 121 члена кооператива, среди которых немало пенсионеров. Упрощение процедуры, по её словам, должно в первую очередь означать значительное удешевление.
Ожидаемая «амнистия» вызвала у руководителей гаражных обществ в Калининграде, судя по нашему опросу, ещё больше тревоги и непонимания. Пошли разговоры, что люди могут вообще лишиться гаражей, особенно в центральной части города.
Подсчитать и изъять
Масла в огонь подлили чиновники. На оперативном совещании в администрации облцентра прозвучало, что в городе больше двух тысяч гаражей-«невидимок». То есть по факту они есть, но официально нигде не значатся и нередко построены за границами отведённых для этих целей участков.
«Если их владельцы не нарушают законы и интересы третьих лиц, то смогут легализоваться и встать на учёт», – обещает руководитель комитета территориального развития и строительства мэрии Артур Крупин.
Инвентаризация затеяна для увеличения налоговых сборов. На сегодня в базе данных УФНС в Калининграде значатся 1820 гаражных объектов. В мэрии же считают, что их больше четырёх тысяч. Учесть все, в том числе машиноместа, планируют до 1 июня текущего года. Сумма налогов будет зависеть от типа гаража. Их классификацию на индивидуальные, коллективные, некапитальные и т. д. вводит разработанный Минэкономразвития документ.
Второй фронт власти намерены развернуть на ниве борьбы с нелегальным бизнесом в гаражах. В законе прописан запрет на такую деятельность. Один из председателей гаражных обществ, не пожелавший назвать свою фамилию, подтвердил, что у них «кто-то из мужиков занимается шиномонтажом», другие используют гараж под склад для товаров. Но, по его словам, люди идут на это от безысходности. Аренда коммерческой недвижимости в Калининграде дорогая – 25–45 тыс. за кв. метр, нужное помещение не так просто найти.
Ещё одна неоднозначно воспринятая новация – освободить от гаражей центр города. Как заявил заместитель главы Калининграда Юрий Федяшов, такая участь может постигнуть те гаражные общества, которые своими санитарно-защитными зонами мешают возведению соцобъектов. Как, например, на ул. Орудийной, где не могут построить корпус детсада из-за близости к автобоксам.
«В городе уже не осталось мест для точечной застройки домами, потому и нападают на гаражи, – говорит Владимир Петёлкин. – Это приведёт к ещё большему коллапсу в заставленных машинами дворах».
А наша читательница Наталья, которая живёт рядом с гаражным обществом на ул. Боткина, 8, поддерживает мэрию. По словам женщины, ещё полгода назад в одном из боксов случился пожар. Машины там не оказалось, горел всякий хлам. С тех пор гараж так и стоит без стены, крыши и со следами пожарища. Уродство – в самом центре города!