Смешанные чувства
Евгения Бондаренко, www.klg.aif.ru: Одни говорят, события в Украине раскололи общество. Другие уверяют, что сплотили. Жить стало тяжелее, а рейтинги власти, тем не менее, зашкаливают. Мы разучились мыслить логично?
Сергей Цыпленков: - События, связанные с Украиной, как и Олимпиада, вызвали у большинства россиян чувство гордости за страну, чего давно не было. Отсюда - резкий рост доверия к власти. Рейтинг Путина - за 80%. Как показывают последние опросы, и у жителей области отношение к госорганам потеплело. Присоединение Крыма не одобряют чуть больше 2% калининградцев. Раскол произошёл в другой плоскости - в семьях, где одни родственники живут в РФ, другие - в Украине. Знаю массу случаев, когда братья, сёстры из Украины говорили: «Больше не звоните. Не хотим ничего знать о вас и вашей России». Вот это страшно.
- Нейтралитет в нынешней ситуации сохранить сложно. А как вы относитесь к происходящему?
- Я родился и рос в Севастополе, много лет прожил в Киеве. У меня мама с папой и все родные - там… Поэтому и Украину жаль. Что с ней делают... Ну а Крым всегда был российским. Мне очень понравилось выражение Гришковца, что принятие Крыма в состав России - «это не по закону, но справедливо». Киевские власти сами многие годы делали всё, чтобы вытолкать Крым из Украины. И я не представляю, как можно исполнять гимн города: «Легендарный Севастополь - гордость русских моряков…» в украинском варианте. Когда туда приходили корабли НАТО, севастопольцы просто обрезали им швартовые канаты. Крымчане достаточно убедительно высказали, в каком государстве хотят жить. И вернулись туда, откуда их пытались выдрать с корнями.
Кто-то из россиян - против присоединения Крыма, так как считают, что это рассорит нас с Украиной, что и случилось. Хорошо, что есть разные мнения. Но большинство восприняли присоединение Крыма как праздник.
- И готовы платить за него?
- Позиция многих, даже тех, кто одобряет присоединение Крыма: это хорошо, но главное, чтобы по карману не било. Причём независимо от уровня дохода. Но в целом больше половины населения области готовы при необходимости затянуть пояса.
- Калининград к ЕС ближе. Здесь «раздвоение» ощущается острее. Одни продолжают ездить за покупками в Польшу (в ноябрьские праздники на границу обрушилась лавина из 43 тысяч калининградцев), другие ругают их за то, что «продались за сосиски». Кто прав?
- Был момент, когда поток калининградцев в Польшу сократился: боялись неприятностей вроде проколотых шин, негативной реакции на россиян. Но сейчас всё вернулось на круги своя… Обвинять земляков в том, что они продались за сосиски, не стоит. В Польше многое дешевле, а в условиях, когда большинство населения живёт, экономя копейки, это существенно. Вопрос надо задавать скорее нашим представителям торговли: «Почему у нас такие цены?». Хотя и их понять можно. Посмотрите, откуда завозят товары, сколько стоит доллар и евро. Так что патриотизм патриотизмом, а жить все хотят.
У людей сейчас чётко проявляется чувство страха за свой доход. Вот и получается: с одной стороны - патриотический подъём, с другой - нельзя не заметить роста цен. Негатив в экономике перекрывается гордостью за страну и наоборот. Смешанные чувства...
На полшага впереди
- Индекс экономической надежды в стране достиг показателей кризисов 1998 и 2009 гг. И люди ждут реакции от властей. На что рассчитывают?
- Ждут каких-то действий в экономике. Эмбарго само по себе не скажется положительно на местных производителях. Да, в регионе увеличиваются посевные площади, строятся новые коровники. Но без господдержки, без реструктурирования экономики резкого роста местного производства ждать не приходится.
- Калининградцы требуют к себе повышенного внимания Москвы. Всегда ли обоснованно?
- Есть объективная причина - географическое положение. Но больше субъективных. Процент людей мобильных, стремящихся к переменам, здесь значительно выше, чем в других областях. Мы часто бываем в ЕС, быстро воспринимаем положительный опыт. Лет 15 назад ко мне приезжали коллеги из других регионов и поразились тому, что у нас ремонтники трудятся в спецовках и с «бошевскими» инструментами, а не с помощью кайла и «какой-то матери». У калининградцев требования к комфорту выше. И когда жить становится неудобно, мы начинаем бухтеть. Способность поплакаться в жилетку, потребовать к себе внимания - чисто калининградское. Мол, мы продвинутые и относитесь к нам соответственно. Не как к Рязани.
- Чего федералы ждут от нашей территории?
- Много езжу по стране и вижу, что Калининград - на полшага впереди. Москва смотрит на нас, как на некую тестовую площадку. Кроме того, в столице помнят протесты 2010 г. и последующие выборы президента, где Владимир Путин получил всего 52,5% голосов. Понимать, что происходит здесь, власти крайне полезно.