К социологии у нас относятся, как к чему-то несерьёзному. Трудно поверить, но в аукционах на проведение социологических исследований пытаются участвовать... строительные организации, молодёжные движения - кто угодно. Картинка получается комичная: набрал прораб десятков так пять гастарбайтеров и пустил их на улицы с анкетами...
Накануне Дня социолога, 14 ноября, мы побеседовали с руководителем одной из ведущих социологических компаний Калининграда Людмилой ЧЕРНОВОЙ. Темы затронули самые разные: от минувших выборов до отношения земляков к гастарбайтерам.
Бизнесмены по наитию
- Говорят, общественное мнение - сила! Бывали в вашей практике случаи, когда общественное мнение лишало чиновника кресла или давало толчок к решению, казалось бы, неподъёмной проблемы?
- Скажу сразу: социологи не должны ни на что влиять! Мы изучаем мысли, чувства людей. А что с этими данными делать - забота политиков, чиновников, пиарщиков и политтехнологов. Они могут как учитывать их, так и игнорировать. Один из примеров - снятие с должности министра здравоохранения области Елены Клюйковой. По запросу правительства области мы проводили исследования об отношении населения к состоянию медицины. Результаты показали жуткий негатив. Возможно, это стало одним из факторов, повлиявших на увольнение... Общественное мнение, если оно измерено корректно, представляет интерес. В своё время и областные, и городские власти прислушивались к опросам и принимали конкретные меры. Если говорить о городских проблемах, то, скажем, в 2008 г. недовольных качеством дорог было около 48%, сейчас - чуть больше 26%. Остроту нехватки мест в детсадах в 2008 г. отмечали 9,4% жителей Калининграда, в 2012 г. - уже 5,2%.
- Как вы относитесь к рейтингам политиков, которые обнародуют накануне выборов? Случалось ловить политтехнологов на обмане?
- Не так давно мы столкнулись с явлением, когда рейтинги целенаправленно занижались. Некоторые СМИ незадолго до выборов мэра Калининграда показывали рейтинги главы города - порядка 20%. По данным наших опросов, у Александра Ярошука в тот момент было около 42%.
Умри, но сделай!
- Наверное, вам сложно работать - народ у нас не любит, когда пристают с вопросами незнакомые люди на улице?
- Прежде чем выпустить интервьюера в народ, мы его долго обучаем. У нас работают на улицах в основном женщины "за 40", соответствующие так называемому образу матери. Мужчин "в поле" не посылаем. Зато они хороши как "тайные покупатели" или эксперты. Часто даётся задание, которое может выполнить только человек с высоким уровнем дохода, хорошей машиной и респектабельным внешним видом. Есть у нас и такие. Один работает "тайным покупателем" уже 5 лет. Он - владелец одной из торговых сетей. Однажды попросили помочь по дружбе. Ему понравилось. И теперь он всегда с удовольствием откликается, даже денег не берёт. Проверяет торговые сети, банки, автосалоны. Это не так легко, как кажется. Но у наших "шпионов" установка такая: умри, но сделай...
Мечта о загранице
- Удивительно, что большинство жителей области - приезжие, но при этом с гордостью называют себя местными. Как быстро приходит это осознание? В чём ещё заключается "калининградский феномен"?
- Мы делали исследование на тему: сколько времени нужно человеку, чтобы почувствовать себя калининградцем. Вывод:
5 лет. С этого момента человек начинает чувствовать себя местным... Жители области отличаются от остальных россиян большей мобильностью. Они активно выезжают на Запад. Быстрее схватывают всё новое и полезное для себя. Лучше жителей других регионов разбираются в банковских услугах. И чисто калининградская черта - довольно спокойно относятся к людям других вероисповеданий...
- Я что-то не замечала большой лояльности земляков к выходцам из Средней Азии...
- На самом деле, доля негативно настроенного населения не так высока - 3-4%. Их основная мотивация: "у самих работы нет, а они едут". Особенно часто это приходится слышать в малых городах и посёлках области. Но нельзя сказать, что это убеждение распространено повсеместно.
- Если гастарбайтеры готовы работать за относительно небольшие деньги и не привередливы к условиям труда, то о местных этого не скажешь. Работодатели отмечают, что запросы у соискателей значительно выросли...
- Это специфика меняющегося российского общества, оно становится более рациональным. Молодёжь просто схватывает всё быстрее. Если пять-семь лет назад калининградцы рады были просто работать, то сейчас им хочется адекватной оплаты своего труда... Подрастает совершенно уникальное поколение, лишённое какой-либо идеологии, - те, кому около двадцати. Сейчас эти парни и девушки оканчивают вузы. Трудно предположить, в какую сторону они будут развиваться. К слову, массового желания эмигрировать у них нет, хоть разговоров об этом много. Лишь 12-16% мечтают о загранице, но ситуация для самоопределения здесь острая. Если сейчас не создать для молодёжи понятные и доступные социальные лифты, то мы можем потерять это поколение. Именно от власти зависит, куда оно направит свои силы и знания.