Гости из прошлого. Могут ли «пожилые» машины быть безопасными
В Калининграде покажут редкие автомобили начала XX века. / Станислав Ломакин / АиФ
В Калининграде пройдет III международный фестиваль ретроавтомобилей «Золотая тень Кенигсберга». Его готовят активисты «АвтоРетроКлуба-Калининград». Говорим с членом правления клуба и автором проекта Юрием Грозмани о самом событии, проблемах автомобилистов, а также о том, почему старье на дороге - это опасно, а ретро - красиво и хорошо.
Не как в Европе
Евгения Бондаренко, KLG.AIF.RU: - На фестиваль приедут участники из пяти стран, в том числе тех, отношения с которыми на высоком уровне не складываются. Как вам удалось наладить контакты?
Юрий Грозмани: - Проблемы были в 2014 году, в разгар конфликта с Украиной. Тогда многие поляки отказались к нам ехать из солидарности с этой страной. Но сегодня все изменилось. Более половины участников именно из Польши. Ведем переговоры с французами. Не так давно общался с ними на крупном слете автомобилистов в предместье Парижа. Там была группа в форме французской полиции 60-х гг. на машинах той же эпохи. Узнав, что я из РФ, страшно обрадовались, начали скандировать: «Путин - молодец, Россия - вперед!..». В этом году у нас такое количество иностранцев, желающих участвовать, что вынуждены даже отказывать. Фестиваль стал популярен. Думаю, причина в том, что делаем его не как в Европе. Там все происходит довольно однообразно: постоят на центральной площади, съездят в какой-нибудь замок, проведут банкет. А в Калининграде в субботу 27 мая пройдут состязания по водительскому мастерству среди владельцев олдтаймеров (Прим. авт.: старинных автомобилей). Все это на время, по секундомеру. И «Конкурс Элегантности», который мы проводим в лучших европейских традициях 30-х гг. В воскресенье состоится поездка в Правдинск (Фридланд). Выбрали город, потому что в этом году - 210-я годовщина Фридландского сражения. Его изучают в школах всех стран. Но мало кто знает, что произошло оно на территории нынешней Калининградской области.
- Какие модели машин будут самые интересные?
- «Паккард-443» и «Бьюик мастер 6». Оба 1928 года, из Ольштына (Польша). Потрясающей красоты машины. На колесах - деревянные спицы, отполированные и покрытые лаком.
Ждем «Польский Фиат-518» 1933 года. Этот семиместный лимузин до войны был служебной машиной командующего Вооруженных сил Польши. Приедет «Кадиллак-62» 1942 года из Литвы - его восстанавливали 15 лет. Выезжает второй сезон. Еще один «американец» - «Форд Галакси» 1959 года - первый в мире серийный автомобиль с железной, а не мягкой крышей. Она автоматически убирается в багажник.
- И эти ценные машины поедут по российским дорогам. Такие трудности иностранцев не беспокоят?
- Я помню «Ралли Черноголовых» в 2002 году: автомобилисты ехали из Любека в Ригу, завернули в Калининградскую область и изуродовали машины. Два автомобиля потом ремонтировали всю ночь, чтобы утром они смогли продолжить движение. Но с 2002 года многое изменилось. На мой взгляд, дороги сейчас лучше, чем в Эстонии, Латвии. И на таком же уровне, как в Белоруссии, Литве, Польше. В Калининградской области, например, за семь лет практически все асфальтовое покрытие отремонтировали или поменяли.
- Вы - ценители старины и в то же время автомобилисты. К старинной брусчатке на дорогах как относитесь?
- Нашим гостям она нравится. У старых автомобилей рессоры по полтора метра длиной легко «проглатывают» этот булыжник. А для современных машин брусчатка - сдерживающий фактор: не разгонишься.
- В ситуации с топливом у нас многое неправильно. А самое неправильное - цена. Растет рубль или падает - бензин дорожает. У нас цены на него уже выше, чем в Штатах, скоро Европу догоним. А стоимость топлива тянет за собой все остальное: транспортные расходы, цены на продукты, в конечном итоге - стоимость жизни.
Что касается качества, я имел печальный опыт общения с известными автозаправочными компаниями. Однажды залил полный бак, а мотор не заводится. В баке оказалась какая-то жуткая смесь с невероятным запахом. Пришлось менять свечи. Передо мной извинились, но ущерб возместить отказались. И претензии не предъявишь! Наше законодательство таково, что ничего доказать невозможно. Все эти многочисленные анализы, проверки - платные, с проволочками. Все заточено на то, чтобы владельцев заправок и хозяев топливных компаний невозможно было привлечь к ответственности за некачественный бензин.
Тени старого Кенигсберга. Фестиваль ретроавтомобилей в Калининграде | Фотогалерея
- Вы знаете, сколько средств нужно, чтобы привести старую машину в нормальное состояние. Но далеко не все автовладельцы это делают. Столько хлама по дорогам ездит...
- Этого хлама давно бы стало меньше, если бы можно было беспошлинно ввозить подержанные пятилетние автомобили из Европы, как это делали в 90-х. Думаю, единственный способ существенно обновить автопарк региона - отказаться от таможенных запретов. Эти меры не выдерживают критики. «Пожилые» машины безопасны только при грамотном качественном обслуживании и вложении в них значительных средств. Но вряд ли владельцы этих ржавых «ведер» могут позволить себе такие траты. Зачастую у автомобилей из-за сильного износа исправно работают тормоза лишь на одном-двух колесах. Это видно, когда на «зебру» вдруг выходит пешеход, авто начинает экстренно тормозить, но остановиться не получается - машину несет юзом. А на асфальте остается след от торможения только одного колеса. Вот вам и ДТП!
В последние три года на дорогах стало больше новых авто. Вроде хорошо, но и у этой ситуации есть обратная сторона: процентов 80 этих машин взяты в кредит. Чаще всего доходы их владельцев небольшие, но на новой машине поездить хочется, поэтому загоняют себя в кабалу, подрывают семейный бюджет. Родители, вместо того чтобы кормить детей, вкладывать деньги в образование, нормально отдыхать, тянут кредит. В итоге население кормит ненасытные банки, выплачивая заоблачные проценты. Они обогащаются, социальная сфера рушится... Конечно, надо стремиться к обновлению парка. Но так, как это делается, идет только во вред населению.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.