Кому в наше время нужны шляпы? Где в маленькой Калининградской области найти столько женщин, готовых их носить, чтобы доходов с продаж хватило бы на развитие целой мастерской?.. То же самое говорили Татьяне Володиной и Наталье Родзиной, когда они задумали свой шляпный бизнес. Но девушки рискнули. И пока не жалеют об этом...
Год назад, когда Татьяна и Наталья начинали, у них было крошечное помещение, шили вручную. И продавать шляпки было некому. А сейчас у них клиенты, есть предложение из большой России. Да и мастерская стала в два раза просторней, появились новенькие швейные машинки... По образованию Родзина - архитектор, а её коллега Володина - лингвист и фотограф. Идея мастерской родилась у двух подруг и одноклассниц почти случайно: Татьяна фотографировала Наталью. Создавали образ и соорудили на голове подобие шляпки. Вышло красиво: женщина-ретро... Подруги подумали, что неплохо бы сделать тематическую фотосессию в шляпках. Кинулись искать их, но не нашли ничего подходящего. И решили: а давай шить их сами!
Мужья нервничали
Первые три месяца жили в долг. В марте съездили в Москву на мастер-классы. В апреле у них уже намечался первый показ.
- Мужья очень нервничали, когда мы к нему готовились и до 3 ночи задерживались в мастерской, - вспоминают модельеры...
Первую шляпу купили в мае. К этому времени наши бизнесвумен были уже на 50 тыс. руб. в минусе. Но рук не опускали. Искали возможность поучаствовать в показах... Стали приходить деньги.
- О бизнес-плане тогда понятия не имели, начинали по наитию, - признаются девушки. - По ходу стали участниками госпрограммы самозанятости и окончили школу предпринимательства. Действительно помогло...
Госсубсидия в 58,8 тыс. руб. подоспела к июлю - купили на неё швейные машины. Очень кстати: пришёл заказ на 18 юбок для конкурса "Мисс Калининград". А в сентябре в Черняховске проходил конкур, и наши мастерицы стали партнёрами турнира: в Европе ведь принято появляться на скачках в шляпках, а чем мы хуже...
Мешает менталитет
- В России дизайнером шляпок пока приходится тяжеловато. Здесь больше привыкли к женщинам с авоськами, - делятся модельеры. - Но мы стараемся переломить ситуацию. В первую очередь - личным примером. Сами носим шляпы. Надеваем их на показы и фестивали. Дамы видят: красиво, и страх перед шляпой проходит. Срывают прямо с голов, покупают тут же...
Девушки должны продавать около 20 шляп в месяц, чтобы хватало на развитие... В их мастерской шляпки самых разных фасонов: и повседневные, и с претензией: с вуалью, брошью или цветами. Такие изысканные штучки у именитых дизайнеров стоили бы бешеных денег. Но наши героини не хотят пугать первых клиентов высокими ценами. Пока самую дорогую свою шляпу они продали за 6,5 тыс. руб. У девушек далеко идущие планы: открыть свой Дом моды, выйти на международный рынок и шить шляпки сказочной красоты, не хуже, чем у их кумира - знаменитого шляпника Филиппа Трейси.
Мнение
Вице-президент Ассоциации консультантов Калининградского региона Павел Ященко: - Как идея шляпный бизнес может иметь место и в нашей области. Только надо чётко понимать, что массовый спрос на столь элегантный товар будет возможен лишь тогда, когда улицы города благоустроят и избавят от грязи. .