Начальник водолазной службы аварийно-спасательного отряда БФ Сергей РЕПИН видит своими глазами то, о чём нам потом рассказывают в теленовостях. Он тушил теплоход "Енисей", поднимал упавший во время ходовых испытаний "Ярослава Мудрого" вертолёт Ка-27. Спасал от крушения 14-тонный таиландский танкер. Для его отряда - на днях ему исполнилось 68 лет - это обычная работа...
То в грязь, то в холод
Задача отряда - помогать судам, попавшим в беду в наших территориальных водах. К примеру, в 2008 г. в страшный шторм 14-тонный таиландский танкер понесло в сторону берега, как раз когда он проходил Калининградский канал. Волнение - 8 баллов, ветер - 30 м в секунду. Мощностей судна не хватало, чтобы держаться против волны или развернуться. Махину завалило набок и несло в сторону Балтийска, прямо на молы. Танкер мог разбиться и перекрыть канал.
- Нас вызвали ночью, - вспоминает Репин. - Сначала решали с нашим командованием: мол, сможете? Берёте на себя ответственность? В итоге нас всё же отправили, потому что больше некого. Только у нашего отряда есть крупные морские и океанские суда... Что тогда творилось! Все были на связи: и Координационный центр, и штаб, и администрация порта - руководили, советовали. А вот общаться с администрацией таиландского танкера было сложно: по-русски там никто не говорил, по- английски - очень слабо... Взять танкер на буксир не получилось. В итоге мы подошли к нему, стали подталкивать в нос, чтобы развернуть, а потом сопровождали, пока он не вышел за наши терводы. Сами ещё двое суток не могли вернуться на берег. Болтались в море, пока шторм не утих...
За ту операцию спасателей собирались наградить. Говорят, издали приказ за подписью командующего ВМФ России. Адмирал тогда был на Чёрном море. Но при взлёте самолёт с ним загорелся. Никто не погиб. Только документы, а вместе с ними и приказ, сгорели. А с новым к командующему подходить не решились... Конечно, ЧП такого масштаба случаются редко. Чаще приходится тушить пожары, поднимать затонувшие объекты, снимать суда с мели... Работа опасная. К примеру, как-то в феврале стаскивали с мели рыболовецкий траулер "Виктор Худяков". Было сложно: холод, движущиеся льды, течения, которые могли затянуть, работающие винты... А не так давно поднимали со дна "мёртвые якоря" (огромные железобетонные конструкции, удерживающие суда во время профилактических работ). Это физически тяжёло, плюс плохая видимость и волнение - кабель-шланговую связку одного из водолазов закрутило в блок-краны, пережало, перестал поступать воздух... Спасли его с трудом.
Сменили шесть квартир
Бывает, Сергей задерживается на работе - то шторм, то пожар. Домой позвонить не успевает, зачастую супруга узнаёт о его местонахождении из новостей, как это было, когда Сергей тушил "Енисей".
Репин говорит, что с семьёй ему повезло. Супруга никогда скандалов не устраивала. Даже когда жили на съёмных квартирах и зарплата у него была почти вдвое меньше. Сейчас заработки у военных водолазов в отряде - до 50 тыс. руб., у гражданских - до 20... Служебное жильё у Репиных появилось лишь в 2009 г. А до того за 8 лет они сменили 6 квартир. Жили, не распаковывая вещей. Интересно, что после училища, в 2001 г., в Балтийск с Сергеем распределили ещё троих его однокурсников. Те не выдержали - уволились. Репин признаётся, что и у него был момент, когда готов был уйти. Ведь есть куда. Промышленные водолазы даже в России зарабатывают вдвое больше военных. А за границей их зарплаты в десятки раз выше. Но ехать куда-то на заработки значит надолго оставлять семью.
- А супруга у вас не военная? - спрашиваю Репина.
- Упаси Боже! - машет он рукой. - Экономист в Сбербанке. Утром я провожаю жену на работу, в Калининград, отвожу младшую дочь в садик - и на базу.
Не курит, не ест мучного...
После реформ 2009-2011 гг. штат руководящих офицеров-спасателей сократили втрое, нагрузки увеличились. Теперь Репин дежурит сутки через двое, и это не считая каждодневной работы. Изменилось не только это. В отряд начало поступать современное оборудование. В 2011 г. получили глубоководные спасательные аппараты "Русь" и "Консул" - аналоги "Миров". Они также могут погружаться на глубину более 6 тыс. м. Больше нигде в России таких аппаратов нет. С их помощью в прошлом году измеряли радиационный фон затонувшей атомной подлодки "Комсомолец"...
Конечно, водолазом может быть не всякий. Нужно иметь хорошие здоровье и речь, способность быстро соображать, а главное - железные нервы. А ещё рост 170-180 см и размер ноги не больше 45-го. Отсеиваются многие, и чаще всего подводят нервы.
- Например, нас в училище поступало 34 человека, а окончило 21, - рассказывает Репин. - Одних одолевал страх, у других здоровье не выдерживало...
Сергей поддерживает форму: занимается футболом, бегом, делает зарядку. Не курит. Не ест мучного. Хотя очень любит готовить. Они с женой по очереди у плиты хозяйничают. Коллеги Репина твердят в один голос, что кулинарит он не хуже, чем работает. На базе до сих пор вспоминают его запечённого поросёнка и фаршированный перец.
Комментарий группового инженера-судоводителя 1-й группы спасательных судов Сергея ЦАПРО:
- Сергею Репину было всего 30, когда он стал начальником водолазной службы отряда. Флот молодеет. Это раньше до такой должности нужно было дослуживаться долго и нудно. А сейчас главное - что ты умеешь, как делаешь свою работу... В мае у нас были международные учения и Репина отправили руководить водолазами-спасателями. Отрабатывали новейшие спасательные средства, наши ребята показали самые лучшие результаты. Итальянцы, французы и финны были поражены. Они отметили высокую слаженность и хорошую выучку наших спасателей. А ведь подготовил их Репин.