К 2015 году в Калининграде появится около полутора десятков новых улиц, застроят целые микрорайоны, вырастут мосты... Как наступление новой архитектуры вяжется с сегодняшним обликом города и что в нём хотелось бы изменить - об этом мы беседуем с Александром ПОПАДИНЫМ, писателем, автором книги "Местное время 20:10".
На скамеечке "у быков" я напоминаю Александру о его откровении "вКонтакте": "Я не записываю во взаимные френды тех, кого не знаю лично. Или с кем не поговорил час-другой... за курительным столиком на Вагонке...".
Как инженер стал писателем
- О, это историческое место! - улыбается Александр. - Мои родители приехали в область в 1956 г. и познакомились на Вагоностроительном заводе, где в то время работали. Мне же повезло учиться в 14-й школе. Она располагалась в старинном немецком здании. Потолки в классах выше трёх метров, лестницы шире, чем в драмтеатре. Я не понимал, в какой роскоши учусь до тех пор, пока на время ремонта нас не перевели на год в соседнюю стандартную школу. В первую же перемену в тесном коридоре я врезался головой в живот завуча. Был скандал.
Будущий писатель и культуролог окончил Брянский технический институт. Несколько лет работал инженером на заводе. А потом творческая натура взяла верх: перешёл на телевидение и стал звукорежиссёром.
Район Вагонки (до войны - Рацхоф) во время боёв почти не пострадал. И детские впечатления во многом повлияли на то, что Александр заинтересовался немецким прошлым Калининграда. Но до 1987 г. удовлетворить этот интерес было сложно.
- Я испытывал странные чувства: город - старинный, а мы о нём ничего не знаем, - признаётся мой собеседник. - Существовали запретные темы. Например, нельзя было говорить "дом немецкой постройки". Была принята формула "дом довоенной постройки". Книг о Кёнигсберге не было.
В перестройку на рынок хлынули примитивно изданные брошюры о кирхе Понарт, Янтарной комнате.... Все удивлялись: оказывается, у Калининграда есть история! Тогда Попадин и задался целью написать книгу о родном городе.
- Заранее решил, что она будет отличаться от засушенных краеведческих исследований, а Калининград должен стать в сюжете одним из действующих лиц. Разумеется, вместе с калининградцами. Так родились "Прогулки по Калининграду. Местное время".
Качество памяти
- У вас нет ощущения, что город прошлого от нас уходит?
- Строительный бум минувшего десятилетия ознаменовался массовым вымыванием исторических штрихов в облике Калининграда. К сожалению, возобладал подход, когда история игнорировалась по коммерческим мотивам. Старое мешает, значит, его надо разрушить. Речь идёт не только о крупных объектах. Есть миниатюрные элементы среды, которые не определяют лица города, но если их убрать - пропадает качество памяти: архитектура становится новенькой, но это не всегда радует. Судьба "Кройцер-аптеки" на ул. Фрунзе тому пример. Это то здание, о котором можно сказать: оно красиво стареет. Но мы не в состоянии законным образом повлиять на собственников, чтобы они хотя бы восстановили фасад.
- Но ведь отношение к историческим объектам зависит от людей, многие из которых живут здесь с самого рождения...
- Жить в истории - сложная интеллектуальная задача, и люди, облечённые властью, часто не понимают своей ответственности. Мы не разумеем, что делать с наследием. Вспомните: строили "Европу" - отрыли фундаменты старого города. Сносили кинотеатр "Россия" - обнаружили старинные фундаменты. У СК "Юность" - опять следы городских кварталов. В Европе подобные артефакты инсталлируют в новый комплекс, потом его показывают туристам. А мы занимаемся придумыванием неких абстрактных проектов вроде восстановления Королевского замка.
Крамольные мысли о зоопарке
- Сейчас у всех на слуху Калининградский зоопарк. Как он должен развиваться?
- Сейчас обсуждается кандидатура нового руководителя зоопарка. А мне кажется, главное здесь не личность, а концепция развития. 115 лет назад зоопарк возник как ландшафтный парк, где животные выполняли некую просветительскую функцию для людей, которые в то время мало путешествовали. Там находились ресторан, этнографический музей с подворьями. В конце 60-х годов зоопарк массово заселили тропическими животными, требующими больших расходов в содержании. Когда финансирование зоопарка свернули, Людмила Анока справилась с задачей сохранения коллекции: нашла шефов, подкармливающих зверей. Но пришло сытное время, и потребовались новые идеи развития зоопарка. Сделать этого Анока не смогла. Один обезьянник чего стоит: бесполезный, но безумно дорогой. Позволю себе крамольную мысль. Сегодня зоопарк изжил себя как инструмент просветительства: ездим мы по миру немало. С другой стороны, держать животных в клетке жестоко. Приходит время заказников, где человек может видеть зверей в естественной среде. А акцент надо делать на местных видах животных.