aif.ru counter
1095

Солнечный круг. Как пытаются сохранить уникальные часы на Балтике

Солнечные часы в Светлогорске. Они выполнены мозаикой из смальты и изображают времена года. На циферблате часов диаметром 10 метров расположены символические изображения двенадцати созвездий – месяцев.
Солнечные часы в Светлогорске. Они выполнены мозаикой из смальты и изображают времена года. На циферблате часов диаметром 10 метров расположены символические изображения двенадцати созвездий – месяцев. © / Станислав Ломакин / АиФ

Одна из главных достопримечательностей Светлогорска  - знаменитые солнечные часы «Зодиак», расположенные на променаде возле моря. Однако уникальная скульптура солнечных часов могла стать жертвой строительной лихорадки на побережье. Журналист «АиФ-Калининград» побеседовал с автором часов, бывшим главным художником Светлогорска, автором многих работ в городах России и СНГ Николаем Фроловым о том, что застройщики делают с курортами и кто их может остановить.  

Воздух и покой

Евгения Бондаренко, KLG.AIF.RU: Эти часы – символ не только Светлогорска, но Калининградской области в целом. Их изображение – на многих открытках советского периода. Что изменится, если часы получат статус памятника? Есть много объектов в этом списке, но они разрушаются.

Николай Фролов: - Объект, не стоящий на учёте, могут снести. Так в Светлогорске разрушили вместе кинотеатром уникальную мозаику, которая в своё время проходила худсовет в Московском монументально-декоративно-прикладном комбинате. Это высший орган, который принимал мозаики для московского метро. Лишился город и мозаичных рельефов с керамикой и позолотой, которые украшали вокзал. По проекту нового здания они должны были остаться, но сейчас на этом месте висит расписание. А вокруг Солнечных часов стояли четыре смотровые площадки с мозаиками «Времена года». В смету закладывали их перенос на новый променад. Но, как видите, их нет. Деньги ушли куда-то. Всего в городе снесли семь моих работ, в которые когда-то вкладывали немалые бюджетные деньги. 

Кстати
Простейшие солнечные часы показывают местное истинное, а не местное среднее солнечное время. Пользоваться ими можно только днём при ясном небе или при лёгкой облачности, не мешающей образованию чёткой тени. Хотя в настоящее время солнечные часы по прямому назначению практически не используются.

- Как пришла идея создать астрономический прибор на променаде?

Изображение Солнечных часов Светлогорска - на многих открытках советского периода. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

- В начале 70-х гг. построили центральную лестницу, но у её основания чего-то не хватало. Я подумал: а почему не сделать  Солнечные часы? Площадка открытая. Светлый город. Его символом всегда было солнце.

Для часов требовалось 9 тонн смальты. Редкий материал, распределяется по килограммам. Чтобы получить девять тонн, пришлось ехать в Москву. Добившись согласия в правительстве, отправился договариваться в Донецк, потом - в Лисичанск, на единственный в СССР завод, где варили каменную смальту. Это безумно дорогие и сложные химические технологии. Часы должны показывать точное время. Но надо знать, как ими пользоваться. Инструкция - на мозаичном шаре рядом. Его делала жена, Виктория Малерб, известный художник.

- Как у вас складывались отношения с властью тогда и сейчас?

- В 1970-80 гг. Владимир Осипов был главным архитектором города, я - главным художником. Мы каждое красивое здание старались сохранить. Если что-то строилось - такие дебаты шли! Осипов не давал строить выше трёх этажей, потому что это - курортный город, здесь должен быть воздух и покой. Павел Шумаков, первый секретарь Светлогорского горкома, болел за город и нам старался создать условия - только твори. У меня была мастерская в здании, где сейчас ресторан «Зеештерн» на променаде. В то время и появились все мои городские работы. Кстати, часы на башне военного санатория - тоже мои, хоть все и думают, что немецкие. С ними был казус. Когда область впервые приоткрыли для немцев, прибыла кинокомпания «Хронос». Быстро проехали с сотрудником КГБ по городу, сняли, что разрешили. Когда разбирали материал, не смогли найти автора часов на башне. Ломали голову: какой же немец их сделал? Атташе по культуре советского посольства в Берлине сообщил им, что  это не немец, а русский скульптор Николай Фролов... И сейчас многие эту башню фотографируют и подписывают: «Башня с часами, 1807 г., архитектор Отто Кукк» (Авт.: он построил башню).

Еще одни солнечные часы в Светлогорске. На этот раз - вертикальные. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

Сейчас в Светлогорске безумно дорогая земля, и люди у власти заняты её освоением. Тем, как успеть построить и продать как можно больше в тот срок, что они удержатся в креслах. Вот и уничтожают всё на своём пути, как саранча, в том числе объекты культурного наследия, природу.

Для меня борьба за городское наследие - привычное дело. Ведь почему сохранился Дом-музей скульптора Брахерта? Мы узнали, что его должны снести и строить грязелечебницу. Стали писать чиновникам, в газеты. Поехали в облисполком к завотделом по идеологии. Он на нас орал, мол, кого вы защищаете, «может, этот Брахер был другом Гитлера!». Мы тогда под таким прессом жили! Нам угрожали, что из-за Брахерта лишат обещанного жилья. Так и получилось. Зато музей существует. Если ты знаешь, что прав, надо идти до конца, как на войне.  Мы всегда так жили.

К зданию военного санатория прикреплена скульптура Фролова «Морская симфония». Она там не на месте. Композиция должна стоять на ветру, в неё вмонтирована флейта Пана, звучащая, когда туда попадает воздух. Изначально для произведения утверждали площадку над главным спуском на променад. Мечта скульптора -  довести замысел до завершения - установить её там. Но на это нет средств. Ждут меценатов.
К зданию военного санатория прикреплена скульптура Фролова «Морская симфония». Она там не на месте. Композиция должна стоять на ветру, в неё вмонтирована флейта Пана, звучащая, когда туда попадает воздух. Изначально для произведения утверждали площадку над главным спуском на променад. Мечта скульптора - довести замысел до завершения - установить её там. Но на это нет средств. Ждут меценатов. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

- Вы вошли в совет по архитектуре при губернаторе. Часто такие общественные органы существуют «для галочки». Способны ли они принести реальную пользу?

- Сейчас способны: власти готовы к диалогу, и нам есть что сказать. Буду бороться за сохранение красоты, которая ещё осталась в области. У нас уникальные старые дома доводят до состояния саморазрушения и строят то, чем никого не удивишь. Светлогорск изуродован. Он сейчас, как бездарно и безвкусно одетая женщина.

К зданию военного санатория прикреплена скульптура Фролова «Морская симфония». Она там не на месте. Композиция должна стоять на ветру, в неё вмонтирована флейта Пана, звучащая, когда туда попадает воздух. Изначально для произведения утверждали площадку над главным спуском на променад. Мечта скульптора -  довести замысел до завершения - установить её там. Но на это нет средств. Ждут меценатов. 

Досье
Николай Фролов родился в 1942 году в семье репрессированных. Воспитывался в детском доме. С 1962 г. учился в Рижской Академии художеств. В 1969 - 1985 гг. - главный художник Светлогорска и художник республиканского комбината монументально-декоративного искусства (Москва). Автор многих работ в городах России и СНГ.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах