Примерное время чтения: 6 минут
86

Витрина России в Европе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33 17/08/2011

В интервью нашей газете губернатор Николай Цуканов рассказал о своём видении бренда "Калининградская область", о решении региональной "проблемы-2016".

Проблемы или возможности?

- В последнее время о Калининградской области много пишут федеральные СМИ, в регион приезжал президент Дмитрий Медведев, потом вице-премьер Александр Жуков. Многие называют область особенной. В чём, по-вашему, эта особенность?

- Главная "особенность" видна невооружённым глазом на географической карте. Наша область - небольшой по площади (всего 15 тыс. кв. км - в три раза меньше территории Московской области) и населению (около миллиона человек) эксклав, окружённый странами Евросоюза. Сегодня это означает сложный набор проблем - от транспортной доступности (цена авиабилетов в августе - до 15 тыс. рублей в одну сторону, а передвижение по земле - это две границы, четыре таможни и 24 часа езды по железной дороге до Москвы).

Но там, где одни видят только проблемы, для других появляются перспективы. Особенно сейчас, когда Россия ставит перед собой амбициозные задачи по модернизации экономики, преодолению сырьевой зависимости и обретению своего места в международном разделении труда. В этой большой стратегии наша маленькая "российская Европа" может и должна играть важную роль площадки для реализации новых экспортных амбиций страны.

- А как этого добиться? Калининградскую "проблему-2016" сейчас обсуждают и в регионе, и в федеральном центре. Область заявляет, что ей нужен закон, регулирующий экономическую и промышленную деятельность в долгосрочной перспективе. Этот закон "составляет расписание" работы только для бизнеса или имеет ещё и политическую подоплеку?

- "Для экономики" - не означает только "для бизнеса". Главный путь сохранения и развития области - добиться, чтобы качество жизни людей как минимум не уступало, а лучше превосходило показатели в соседних странах. Нам приходится соизмерять показатели социально-экономического развития не только с другими субъектами РФ, но и с Литвой, Польшей, Германией. Идея закона - результат обобщения многолетнего накопленного опыта существования в режиме эксклава и связанных с этим трудностей. Сегодня наша промышленность ориентирована в основном на внутрироссийский рынок. Есть федеральные законы - ФЗ N13 от 1996 г., ФЗ N16 от 2006 г., - нивелирующие трудности доступа калининградских товаров на территорию РФ путём создания в регионе Особой экономической зоны. Но действие ряда льгот ОЭЗ заканчивается в 2016 г. Уже сейчас это вызывает опасение компаний, планирующих работу в регионе на долгосрочную перспективу. Поэтому вопрос стоит о создании условий функционирования и развития Калининградской области как субъекта РФ на долгосрочную перспективу - 50, 100 лет. Для этого нужны не временные льготы, а постоянные правила игры. Это и экономическая, и политическая проблемы.

От янтаря до инвестиций

- Как вы определяете бренд - "Калининградская область"?

- Наша область в составе России - это один из самых зримых результатов Великой Победы 1945 года. Наш регион - в каком-то смысле трофейный; но для туриста из Европы поездка в Калининград много ближе и проще, чем в любой другой город РФ. Поэтому для меня Калининградская область -территория, где туризм должен развиваться непременно, и мы делаем на этом акцент.

На нашей территории - 80% мировых запасов янтаря. Но этим богатством мы распоряжаемся не эффективно. Объёмы нелегальной добычи янтаря сопоставимы с официальными. Доля предприятий по переработке янтаря в общем объёме промышленного производства составляет всего 0,35%, а доля налогов с янтарной отрасли - 0,45% от всех налоговых поступлений. Сейчас мы готовим программу развития янтарной отрасли. Главное - чтобы не только добыча, но и переработка янтаря происходила на территории области. Для этого надо привлекать инвесторов и, значит, включить Янтарный комбинат, который сегодня находится в федеральной собственности, в программу приватизации либо передать его региону. Мы предложили конкретные меры, они одобрены президентом. Первое - это введение уголовной ответственности за незаконную добычу янтаря. Второе - заградительные пошлины на вывоз янтарного сырья. Третье - налоговые преференции для компаний, специализирующихся на переработке янтаря, и беспошлинный вывоз янтарной продукции. И последнее - создание на территории области особого янтарного кластера - "города мастеров", где мы могли бы собрать лучших специалистов по созданию готовых янтарных изделий высокого качества. Такой "город мастеров" станет новой визитной карточкой региона, имеющей не только производственную, но и туристическую ценность.

Хотим мы этого или нет, но наш регион воспринимается как своего рода витрина России в Европе. А значит, задачи по улучшению инвестклимата в стране касаются нас в первую очередь. В рамках их реализации мы определили три новые промышленные зоны с подготовленной инфраструктурой. Для резидентов, которые будут там работать, предоставляем беспрецедентные льготы. Кроме того, мы разработали максимально облегчённый режим для оформления проектов по принципу "одного окна". При наличии готовой проектно-сметной документации мы за 3 месяца обеспечиваем согласование со всеми необходимыми инстанциями и оформление разрешительных документов. Наша цель - самое быстрое в РФ прохождение инвестиций от проекта до начала строительства.

Для меня, как родившегося и выросшего на калининградской земле, главное богатство края - это люди. Наша область - переселенческая, её жители имеют корни в самых разных уголках большой страны. Но и это богатство требует очень бережного обращения. Людей невозможно удержать обещаниями и вдохновить громкими проектами: они хотят зримых свидетельств улучшения своей жизни уже сегодня. Тем более что им есть с чем сравнивать: многие регулярно ездят в соседние страны, причём гораздо чаще, чем в российские регионы. А значит, чтобы власти доверяли, сама власть должна работать и думать о людях.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно