Примерное время чтения: 5 минут
89

Как противостоять автобусной мафии?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47 24/11/2010

Нелегальные автоперевозчики ежегодно не выплачивают в региональный бюджет более 16 млн рублей. Многочисленные контрольные органы государства откровенно проигрывают подпольному бизнесу.

В Калининградской области на международных, междугородних и пригородных маршрутах работают 13 зарегистрированных пассажирских предприятий. Их общий автопарк - примерно 320 автобусов разного класса. Но помимо этого на дорогах региона курсируют, по разным оценкам, от 330 до 360 нелегальных перевозчиков, которые работают на "хлебных" маршрутах, но отчислений в бюджет не делают.

История проблемы

Частным извозом на заре дикого капитализма 90-х годов не занимался только ленивый. Но сегодня этот полукриминальный бизнес расцвёл пышным цветом. Если в 2003 г. в Советске были замечены лишь 2 "левых" автобуса, то сегодня бегает 21. В Черняховске - соответственно 3 и 29. Рост - в 9-10 раз! Такое же соотношение и по другим городам области. В региональной ассоциации перевозчиков утверждают: "Если бы нелегалы задекларировали свои доходы, бюджет смог бы дотировать пассажирские перевозки, а тарифы снизились на 5-10%". "Бомбилы" наносят урон не только сертифицированным компаниям, но и калининградским автовокзалам, хотя пользуются их услугами.

Как они работают?

Нелегалы используют многочисленные прорехи в законодательстве, они не связаны никакими техограничениями, установленными для лицензированных перевозчиков. Например, в законодательстве предусмотрена услуга перевозок людей по заказу. Прикрываясь этой нормой, частники становятся на самые доходные маршруты и работают как регулярные перевозчики. Так, в Калининграде частенько трудятся "бомбилы" из... Латвии, освоившие международный маршрут Рига - Калининград.

"Бомбилы" прибегают к маленьким хитростям. К примеру, выезжают за 10-15 минут до отхода по расписанию официального автобуса и по маршруту собирают большую часть пассажиров, а заодно и выручки.

Сеть нелегальных перевозчиков постоянно развивается и совершенствуется. Более того, нелегалы практически не скрываются: в Калининграде общеизвестны места их стоянок: у магазина "Виктория" (Южный вокзал), у драмтеатра, на Ленинском проспекте и т. д. В городах области (в том числе Мамоново, Железнодорожном, Советске) дело доходит до того, что "бомбилы" открыто вывешивают расписание своих рейсов. Здесь можно встретить такое объявление: "Пассажирские перевозки. Цена - автобусная(!). Остановки по требованию. Предварительная запись по тел. ******, водители - Паша или Серёга".

Рискованный рейс

Несмотря на обещания "надёжной и комфортной поездки", рейс с "бомбилой" частенько сопряжён с немалым риском. В 2009 г., по данным регионального управления ГИБДД, зарегистрировано 14 ДТП с участием пассажирских микроавтобусов, при этом 3 человека получили ранения. Все эти перевозчики - нелегалы.

Кстати, отношения внутри сообщества нелегальных перевозчиков далеки от идеальных. С 2008 г., по сводкам УВД, зафиксировано 12 случаев, когда на автостоянках в Гусеве, Гвардейске, Черняховске происходили поджоги автобусов. Виновных найти не удалось, но о многом говорит тот факт, что все сожжённые машины принадлежали индивидуальным извозчикам. Где гарантия, что в стремлении подкосить конкурента ушлые товарищи не решатся, например, вывести из строя тормозную систему автобуса? Жертв в этом случае не избежать.

"Бомбилы" и власть

По мнению директора ГП "Автовокзал" (Калининград) Олега ВАЛЬШИНА, победить нелегальных перевозчиков можно только совместными усилиями различных ведомств - налоговой службы, транспортной инспекции, ГИБДД при поддержке правительства области с принятием соответствующих региональных законов. Ещё в 2003 г. Олег Мансурович выступил с инициативой создания межведомственной комиссии, однако идея завязла в согласованиях.

Противодействовать нелегальным перевозчикам могут ГИБДД и налоговая служба. Однако реально эффективность их работы мала. Представитель регионального ГИБДД Наталья ДИДЕНКО объяснила, что инспектор может предъявить претензии к нелегальному извозчику только в случае нарушения им правил дорожного движения или технической неисправности автомобиля. Однако, даже если "бомбила" подставится, его можно оштрафовать на сумму до 200 руб. Что касается налоговиков, то и здесь нелегалы трудно уязвимы. Во-первых, часто они ездят в авто вместимостью менее 7 пассажиров, утверждают, что везут попутчиков. Во-вторых, незарегистрированных перевозчиков в принципе невозможно проверить. И, наконец, в-третьих, даже если удастся доказать факт частного извоза, сумма до 1000 руб. - не Бог весть какая санкция.

Можно ли их победить?

Ясно, что в условиях бюджетного дефицита местная власть не может пренебречь миллионными суммами, которые не поступают в казну. По мнению депутата областной Думы Александра ЗИНОВЬЕВА, требуется в корне менять местную законодательную базу пассажирских перевозок. Но это - дело времени.

Но уже сейчас при желании власть может создать "бомбилам" проблемы. Например, путём установки на нелегальных остановках знаков "Стоянка запрещена" - это прерогатива ГИБДД. А вот налоговики могли бы чаще проводить рейды и выявлять постоянных водителей-нелегалов. Тем более номера их авто известны.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно