В России происходит все больше ДТП с участием нелегальных перевозчиков. Зачастую в этих авариях гибнут люди.
Перевернулся в кювет
Места стоянок «микриков»-нелегалов хорошо известны. Пассажиров буквально под руки подхватывают и уговаривают сесть в маршрутку со словами «едем прямо сейчас». Дешевле на 5-20 рублей, чем в обычном транспорте.
«Однажды поддалась на уговоры дедули - водителя такой маршрутки, - рассказывает жительница Светлого Екатерина. - Подумала, пожилой человек - будет осторожничать. Зашла: салон замызганный, тесный - наставили кресел сверх комплекта. Дедуля оказался лихачом: гнал под 120, подрезал транспорт. Во время очередного обгона выехал на встречную и едва успел свернуть в свой ряд перед грузовиком. У него явно были проблемы со зрением: он щурился, напряженно всматриваясь в дорогу...»
Неудивительно: теневикам нужно вписаться в свое расписание, выстроенное с учетом графика легальных перевозок. В 2016 году, по данным управления ГИБДД, только в Калининградской области три автобуса нелегалов перевернулись в кюветы. В этом году произошло 41 ДТП с перевозчиками, пострадало 46 человек. Нелегалы чаще всего превышают скорость, нарушают правила обгона. После страшных аварий в большой России в регионы поступило указание усилить с ними борьбу. С 10 июля по регионам проходят рейды.
Подрывают экономику
По подсчетам ГИБДД, в небольшой Калининградской области в нелегальных перевозках задействовано более 90 микроавтобусов с количеством мест от 8 до 18. На легальном же рынке ежедневно на линию выходит более 300 автобусов, которые возят пассажиров по 117 междугородним маршрутам. Их предприятия имеют свои автопарки, медперсонал, зоны техобслуживания, оплачивают страхование пассажиров, налоги. Более 2 тысяч человек там получают зарплаты. Но теневой бизнес подрывает экономику легальных предприятий и отчасти влияет на тариф. Рейды показали, что на некоторых направлениях «теневики» оттягивают на себя до половины пассажиропотока.
«С 14 по 18 июля, когда у Южного вокзала дежурил наряд, нелегалы свернули свои 26-28 автобусов, ходивших на Гусев, Багратионовск, Мамоново, - говорит начальник департамента минразвития инфраструктуры области Владимир Жовтун. - И, к примеру, количество пассажиров легальных рейсов до Черняховска сразу же выросло на 55%, до Гусева - на 83%».
«Эффект от рейдов ощутимый, - говорит он. - Если правоохранители будут их продолжать, а предприятия вовремя добавят на линию свои микроавтобусы и предоставят пассажирам эту же услугу на более высоком уровне, нелегалы постепенно исчезнут».