До сих пор возмещалась стоимость только полностью утраченной вещи. Калининградским юристам удалось добиться, чтобы потребителю возместили двукратную стоимость частично повреждённого автомобиля. А значит, создан прецедент в судебной практике.
В конце 2007 г. калининградский предприниматель Григорий А. решил сделать подарок себе и домочадцам: приобрести в кредит новый INFINITI. В автосалон с вывеской Nissan приехали всей семьёй. Седан обошёлся в
1 млн 600 тыс. руб. Счастливому владельцу выдали на руки гарантийную книжку, согласно которой он должен был регулярно приезжать на техобслуживание в сервисный центр "Ниссан".
Владелец авто дорожил: пылинки с него сдувал. Однажды в салон упал пепел - и он... бросил курить.
- Это единственно приятное, что я получил от этой машины, - с горечью говорит Григорий, водитель с 31-летним стажем, - затем была лишь головная боль и судебные тяжбы.
А масло течёт
Машина проходила техобслуживание в ООО "Авто-Премио" - с этой фирмой был заключён договор купли-продажи INFINITI. Первый осмотр после 7, 5 тыс. пробега прошёл без проблем. В следующий раз Григорий приехал по тому же адресу, заехал в тот же бокс, его встретили те же механики, вот только печать после ТО поставили другую - ООО "Аскар". По утверждению Григория, на вопрос "В чём дело?" ему ответили: "Мы - правопреемники".
Григорий вернулся после ТО домой, поставил авто на стоянку, как вдруг из-под капота повалил чёрный дым и потекло машинное масло. Приехал в офис разбираться.
Установить причину течи там сразу не смогли (или не захотели), отправили владельца нагонять километраж. После 400 км назначили проверку. Двигатель промыли, прочистили- масло течёт.
После очередных манипуляций мастеров какое-то время автомобиль работал исправно, но затем масло вновь начало капать, а его расход увеличился настолько, что понадобилось возить с собой канистру. Пришло время предъявить продавцу претензии.
Здание одно, а адреса разные
Ответ обескуражил. ООО "Авто-Премио" заявило, что не является официальным дилером INFINITI, и рекомендовало обращаться с претензиями в ближайшие офисы Санкт-Петербурга или Варшаву. Руководство ООО "Аскар" открестилось от надоедливого товарища: мол, машину мы вам не продавали и в договорных отношениях с вами не состоим. Просто проводили ТО. Спрашивается, зачем тогда было ставить печать в сервисной книжке? "Я хотел разобраться во всём по-человечески, но меня обвинили в "потребительском экстремизме", - возмущается Григорий.
"Интересно, что размещались обе фирмы в одном и том же здании, хотя юридические адреса у них были разными: Портовая, 43а, и Железнодорожная, 70, - говорит Евгений КУЛИКОВ, директор юридического центра, отстаивавшего интересы истца. - Человек, который приходил в салон "Ниссан", и не подозревал, в какую именно компанию попал. Один и тот же офис, бокс, работники, вот только печать ставили то "Авто-Премио", то "Аскар". В итоге выяснилось, что на тот момент обе фирмы не являлись официальными дилерами "Инфинити" и их сотрудники не имели сертификатов на осуществление ТО этой марки. Уже первая печать в сервисной книжке, по сути, ставила на гарантии крест. В судебном процессе представитель "Аскара" заявила, что обязана была предупредить об этом факте и отныне предупреждает всех покупателей".
От иска отказался
Первым рассматривал дело Балтийский районный суд. В судебном процессе выяснилось, что авто при продаже был качественным, а проблемы начались после проведения ТО-2, поэтому от первого иска Григорий отказался. Районная прокуратура Балтийска также не усмотрела здесь нарушений. Новый иск к ООО "Аскар" был предъявлен уже на основании ст. 35 закона "О защите прав потребителей" - о возмещении двукратной стоимости машины. Дело рассматривал Зеленоградский районный суд.
Судебное разбирательство длилось с августа 2009-го по 31 мая 2010 г. Судебная экспертиза проводилась в Санкт-Петербурге. Григорию пришлось брать в банке кредит и гнать машину в Питер на фуре. Издержки составили 160 тыс. руб.
"Я не только лишился возможности выехать с семьёй на машине, - из-за этой ситуации я чуть не потерял ребенка, - говорит Григорий. - Дочку надо было срочно везти в Ярославль на операцию и обратно домой, но не поездом (высока опасность подхватить инфекцию). Пришлось, несмотря на запреты врачей, рисковать и лететь на самолёте".
Частично утрачен
Эксперты признали автомобиль частично утраченным, так как испорчен двигатель, а залито в него не масло, а какая-то субстанция. Мероприятия показали, что он имеет дефект. Выводы комиссии были категоричны: ресурс двигателя утрачен, эксплуатировать его опасно.
Согласно закону ООО "Аскар" должно возместить двукратную стоимость двигателя - 1млн 360 тыс. руб. Зеленоградский суд удовлетворил это требование, оценив моральный вред потерпевшего в 30 тыс. руб. Руководство ООО "Аскар" обжаловало это решение, но областной суд оставил его в силе. Одно "но": автовладельца обязали...вернуть утраченный двигатель. Истец и его защитники считают это требование необоснованным, ведь iNFINITI находится в залоге у банка.
К слову, отсуженные деньги Григорий пока не получил. Не выплачен и штраф в 697 618 руб., который ООО "Аскар" должно заплатить в пользу государства. Дело за приставами.