Влияние Российской академии наук на Северо-Западе нужно усиливать. А в Калининграде, раз уж он - западный форпост государства, необходимо развивать современные технологии.
"Для того мы сюда и приехали, чтобы развивать академические структуры независимо от их ведомственной принадлежности", - заявил председатель Межведомственного Северо-Западного совета при РАН и нобелевский лауреат Жорес АЛФЁРОВ.
24 апреля представители Совета ознакомились с научным оснащением БГА, РГУ им. Канта и КГТУ. И сделали вывод: научный потенциал здешних вузов "нужно развивать и укреплять их связи с другими научными учреждениями России".
Жорес Иванович - лауреат Нобелевской премии 2000 года в области физики - за "работы по получению полупроводниковых структур, которые могут быть использованы для сверхбыстрых компьютеров". Приз в $1 млн. российский учёный разделил с Хербертом Крёмером и Джеком Килби, "хорошими людьми", с которыми он "был счастлив поделиться", как признался нобелевский лауреат.
- Буквально на следующий день я выступал в Госдуме и добился увеличения финансирования бюджета по науке на 2001 год, - вспоминает Жорес Алфёров. - Ещё через день меня поздравлял Владимир Путин, и я ему тут же положил бумагу о том, что нам нужно построить новый специализированный лабораторный корпус. В этот день он не мог мне отказать и написал: "Касьянову решить и доложить".
На свою Нобелевскую долю Алфёров создал Фонд поддержки образования и науки. Правда, размышления о его работе настраивают учёного на "грустный лад".
- На протяжении уже 7 лет я не могу добиться льготного налогообложения для фонда, - объясняет Алфёров. - Все наши взносы в Фонд делаются из средств, которые уже были обложены налогами, но когда мы выплачиваем деньги в виде грантов или стипендий, с каждого рубля, уже облагавшегося налогом, ещё раз берут 37 копеек. Я говорил господину министру финансов Кудрину: "Алёша, ты толкаешь меня на то, чтобы я просто доставал из кармана деньги и отдавал наличными". Я этого делать не буду! Буду всё равно платить через фонд. Но это глупость. Благотворительные фонды везде в мире освобождаются от налогов. Аргументация Кудрина была такая: "Все фонды коррумпированы, я не имею ввиду ваш..."
Тем не менее фонд работает, из него выплачивают стипендии вдовам членов АН, живущим в Петербурге, стипендии школьникам, аспирантам, студентам. Учредили премию молодому учёному. Сначала премия была питерской, теперь доросла до всероссийской. Материальная поддержка со стороны подобных фондов помогает хотя бы отчасти заткнуть те дыры, через которые происходит у нас "утечка мозгов".
- Сколько талантливой молодёжи мы потеряли - вот, где самая большая печаль, - сокрушается академик. - Однако нужно сказать, что, несмотря на довольно большой масштаб утечки, который произошёл в последние 15-20 лет, из старшего поколения в основном уехали крепкие середняки. Звёзд мы особенно не потеряли.
Алфёрову тоже не раз предлагали завидные вакансии за рубежом.
- Первый раз я получил предложение работать в США весной 1971 года, - вспоминает физик. - Я находился там в командировке. Декан физического факультета южнокалифорнийского университета предложил мне подписать контракт на 5-10 лет - сколько захочу. Американский коллега предложил двойную оплату, на что я ему сказал: "Нет, я не согласен". Он спросил: "почему?" я ответил: "мало!" Он продолжал увеличивать ставку, а я говорил: "мало!". Тогда он воскликнул: "я превысил всё, что мне разрешили, сколько же вы хотите?" Я говорю: "Миллион". И он понял, что я шучу.
Жорес Алфёров называет Россию страной оптимистов. "Потому что пессимисты все уехали". 78-летний учёный нашёл свой рецепт хорошего настроения:
- Утро нужно начинать с плавания, - с готовностью поделился он. - Я живу на даче в Комарово и в гараже лет 20 тому назад построил маленький бассейн 7,5 метра. Видя готовность учёного говорить на любые темы, решили спросить его и о том, что он думает о строительстве АЭС в России и, в частности, Калининградской области.
- Я не специалист в этой области, - скромно начал учёный, - но, безусловно, нам нужно думать о переходе от сырьевой энергетики к другим видам. И в этом отношении атомная энергетика - выход. Чернобыльская трагедия была обусловлена, прежде всего, человеческим фактором. Принципиально, АЭС - это безопасные станции. Хотя безопасная атомная станция - довольно дорогая. Тем не менее, учитывая наступающий кризис топливной энергетики, атомные станции, скорее всего, придут на смену сырьевым и закроют, наверное, на протяжении нескольких десятилетий этот дефицит, до тех пор, пока не будут решены вопросы создания экономически выгодных преобразователей солнечной и другой природной энергии.