Ранним субботним утром коллектив "АиФ-Калининград" собрался у памятника А. С. Пушкину на ул. Леонова для того, чтобы выразить почитание таланту классика делом.
Без лишних слов, вооружившись тряпками, вёдрами с водой и стремянкой, помыли бронзового Александра Сергеевича. Водные процедуры заняли ровно час. При этом выяснились две вещи. Первое: голуби тоже любят Пушкина, правда, по-своему. И второе: подтвердилось предположение о том, что скульптуру моет только дождь.
Впрочем, последнее не стало неожиданностью, потому что за неделю до акции мы пытались найти ответ на вопрос: кто в Калининграде чистит памятники? В мэрии города кивали на районные администрации. Там отправляли в ЖЭУ по месту расположения конкретного объекта культурного наследия. В ЖЭУ советовали обратиться в Службу заказчика того же района, где, в свою очередь, разъясняли, что спрашивать надо с подрядчика, с которым на этот момент заключён договор. Однако саму скульптуру подрядчик не трогает, а лишь содержит в порядке прилегающую к памятнику территорию: цветочки посадит, дорожки подметёт, урны почистит... В общем, стало понятно: изваяния великих мира сего у нас не моются.
И хорошо, считают специалисты государственного областного учреждения культуры "Научно-производственный центр по охране памятников...". Главное - не навредить, как это сделали городские энтузиасты, помыв и покрасив в непонятный цвет Мать-Россию. Архитекторы сходятся во мнении, что на медных или бронзовых скульптурах должен оставаться нетронутым налёт - патина. Это не только облагораживает произведение искусства, но и защищает материал от разрушения. Порой патину делают искусственно. Например, скульптор Георгий Франгулян специально создал зеленоватый налёт на своём новом произведении - памятнике императрице Елизавете Петровне, установленном в Балтийске.
Конечно, в "Научно-производственном центре по охране памятников..." (ГУК "НПЦ") мы, в первую очередь, проконсультировались, как нам мыть бронзового Пушкина. Оказалось, памятник не терпит никакой химии. Нужна обычная вода. Что касается систематического ухода за объектами культурного наследия, то это дело специалистов. Как рассказал заместитель директора ГУК "НПЦ" Валерий Кирилко, в нашей области есть организации, имеющие лицензии на осуществление ремонтно-реставрационных и аварийно-восстановительных работ. А обслуживать памятники некому. Чётко эта работа отлажена за границей, в частности, у наших литовских соседей. "В Литве нам показывали захоронения советских воинов, погибших во Второй мировой войне.
- Они там содержатся лучше, чем у нас, - отметил Валерий Викторович. - У них существует своего рода управляющая компания. За каждым захоронением присматривает бабушка: подметает, подкрашивает... Если нужно, она вызывает специализированную бригаду управляющей компании. У нас такой структуры нет. Хотя её несложно организовать как отдел в системе жилищно-коммунального хозяйства".
Что касается воинских захоронений, то за их содержание спрос с руководства районных администраций. А вот за скульптуры, например, Пушкину, у нас вроде бы все отвечают, но вместе с тем, никто.