В то время как многие хозяйства области подсчитывают ущерб из-за засухи, сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий кооператив «Загорское» в Черняховском округе собрал и заготовил овощей даже больше, чем в прошлом году. Причиной тому - умение руководства СППК просчитывать ситуацию на несколько шагов вперёд, стратегическое планирование и техническое перевооружение.
Качество и цвет
«В прошлом году мы приобрели поливальную систему, в мае её запустили. Этому предшествовала огромная подготовительная работа. При поддержке министерства сельского хозяйства и Департамента мелиорации заранее почистили озёра и каналы. Техника выдержала, хотя жарким летом работала на пределе - по 15-16 часов в день. Получили опыт, нашли ошибки, которые обещал исправить поставщик. Ещё в феврале обратились в Фонд поддержки предпринимательства области. Рассказали, что ожидаем неплохой урожай овощей, а вот техники не хватает. Обосновали свою потребность и получили кредит на покупку уборочного комбайна. С его помощью всего 2 человека убрали с поля около 2, 5 тыс. тонн овощей, - рассказал председатель СППК «Загорское» Владимир Минич. - Высвободившиеся сотрудники перешли с полей в цеха: занимаются подготовкой и доработкой продукции. Зашли с нашими овощами в «Пятёрочку», поставляем их в «Викторию», «СПАР», на Захаровский рынок, в небольшие магазинчики. До 20 % наших заказчиков - кафе и рестораны. На ярмарках пока не присутствуем - для торговли не хватает людей».
Хозяйственник считает правильным ходом решение губернатора Антона Алиханова создать в регионе сеть фермерских рынков под единым брендом.
«Я сам с этого начинал. Агростартаперов и малых фермеров в нашей области очень много, - говорит Владимир Адамович. - С небольшим объёмом на торговые сети им не выйти, а привезти на рынок собственноручно выращенные огурцы и помидоры - вполне по силам».
По словам моего собеседника, сегодня оптовая цена картофеля - 11 руб. за килограмм. Но оптимальная, которая устроила бы как производителя, так и покупателя, - 18 руб. Тут главное, чтобы сети цену не завышали и отдавали товар не дороже 30 руб. за кило. Тогда у фермеров оставались бы средства, чтобы модернизировать производства и строить хранилища.
СППК «Загорское» склада временного хранения уже не хватает. Кооператив долго ждал дополнительные 250 КВт электроэнергии, за которые АО «Янтарьэнерго» запросило миллионы рублей. Отбивать эти затраты придётся лет десять, зато сейчас достраивают современное хранилище с холодильниками.
СППК изначально обозначил свою стратегию в слогане «Мы работаем для вас от поля до прилавка» и чётко её придерживается. Покупатели отвечают взаимностью: картофель, морковь, свёклу, капусту с логотипом кооператива разбирают моментально. Руководство старается, чтобы продукция была не только свежей и качественной, но и на прилавке смотрелась красиво. Наверное, это единственное предприятие в регионе, которое моет овощи, хотя это затратно и не так просто, как кажется. Надо подобрать овощи, подготовить специальным образом. Пока грязный продукт продаётся в разы больше - жители стремятся сэкономить. Но тот, кто понимает, берёт мытое - отходов меньше. Под брендом «Загорское» появились цветные овощи: оранжевая салатная свёкла, фиолетовая и жёлтая морковь. Последнюю часто спрашивают узбеки для плова - говорят, она лучше всего для него подходит.
Дегустация в поле
Руководство «Загорского» считает важной задачей популяризацию своей работы и традиционной русской еды в целом. В прошлом году кооператив провёл День поля. Пригласили рестораторов, представителей власти, торговых сетей, семеноводческих компаний. Прямо в поле поставили палатки и устроили дегустацию картофеля 12 сортов, здесь же выращенного. Для чистоты эксперимента все сорта были без названий - под номерами. Участники пробовали и оставляли отзывы. Так определились с двумя победителями, которые сейчас реализуют в промышленном масштабе.
«Эти столовые сорта мы искали долго. Они очень вкусные, жёлто-кремовые внутри, замечательно выглядят на прилавке, - рассказал Владимир Минич. - В этом году дополнительно посадили ещё 4 сорта. Попробуем повторить День поля. Выбранные сорта - универсальные. У нас была идея реализовывать картофель «под назначение» - для варки или жарки, но покупатель пока к этому не готов. Отдельно посадили сорт картофеля, пригодный для изготовления фри, - то, чем сейчас занимается в регионе «Атлантис» (компания реализует самый крупный за последние 10 лет инвестиционный проект в сельском хозяйстве области и строит завод по переработке картофеля. - Авт.). Опытную партию отдали переработчикам, они были в восторге. Клубни крупные, вытянутые - то, что надо. При необходимости можем выращивать их «под завод», конечно, не в ущерб столовым сортам. Потребность области в картофеле - 80 тыс. тонн, «Атлантис» строит мощности под 200 тыс. тонн. Картофеля потребуется много. Местный бизнес готов включиться в эту цепочку. Купить у фермеров дешевле, чем выращивать самим».
Есть у Владимира Минича идея вывести специальный сорт картофеля для нашего эксклава. Об этом он говорил на форуме индустрии гостеприимства HoReCa и с селекционерами. Можно было бы организовать особенную подачу блюда, включить его в точки общепита на туристических маршрутах и всячески продвигать. Он даже легенду придумал о «картошке, выращенной на янтарной крошке». Если о ней вкусно рассказать, попробовать захочется каждому гостю. По крайней мере, брянские коллеги в такой креатив поверили сразу и безоговорочно.
Когда в хозяйстве начали варить свёклу в вакууме по особой технологии, покупателям это настолько понравилось, что стали поступать предложения по отправке черняховских овощей в большую Россию и даже Сербию. Но пока с экспортом решили повременить.
«Мы люди ответственные: в первую очередь, нужно обеспечить «борщевым набором» жителей области. Уйдём с регионального рынка - вернуться будет сложно, - размышляет Владимир Минич. - Товара просят больше, чем мы пока можем дать. Поэтому главная задача - «усилить» оборудование. В декабре едем на переговоры в Подмосковье по поводу поставки линии переработки и фасовки».
Кооператив пробовал реализовывать свою продукцию через овощной интернет-магазин. Но дело застопорилось из-за отсутствия пунктов выдачи в регионах. СППК «Загорское» ищет партнёров, кто мог бы этим заниматься, а продукт готовы поставить.
«Со следующего сезона в соцсетях сделаем страничку, чтобы люди видели, как дорабатываются наши овощи. Нам очень важно мнение потребителя, ради которого мы и работаем, - говорит Владимир Минич. - К примеру, мы 3 года добивались, чтобы картофель не темнел. Конкуренты интересуются: как это сделать? Секрет простой: слушать науку и постоянно учиться. Отправляю помощников к экспертам, которые занимаются селекцией, средствами защиты и питанием растений».
Есть и планы на перспективу: сушить, морозить овощи и поставлять их на рынки Азии. Благо, Фонд поддержки предпринимательства в одиночку не оставит: поможет при необходимости и бизнес-план написать, и на нужные контакты через КТПП выйти.
Владимир Минич возглавляет региональное отделение всероссийской организации «Общественный народный фермер». Организация не только решает проблемы фермеров, но и выполняет важную социальную миссию: оказывает помощь населению. К примеру, с 23 ноября вплоть до самого Нового года СППК «Загорское» вместе с КФХ «Калина» и фондом «Содействие» вручит «борщевые наборы» и яблоки семьям участников СВО, воинам-интернационалистам, ветеранам, пенсионерам, нуждающимся, проживающим в Черняховском районе. Всего планируется раздать 10 тонн овощей.
Реклама.СКПК «Загорское» ОГРН 1163926062673 ИНН 3914021908