Когда-то по брусчатке Кёнигсберга шуршали шины канувших в Лету автомобилей. Но один из них - Hanomag Sturm - обитает в нашем городе по сей день. О нём мы узнали от известного писателя и журналиста Юрия Грозмани, посвятившего много лет истории кёнигсбергских автомобилей. Этой теме, в частности, посвящена его последняя книга «Железное сердце Кёнигсберга» (16+).
Зависть и гильотина
Фирма «Hanomag», основанная в Ганновере и прекратившая выпуск легковых автомобилей в начале Второй мировой войны, сегодня уже не существует. А между тем автомобиль «Штурм 23K», о котором сегодня пойдёт речь, был её детищем и являлся для кого-то предметом недостижимой мечты. Этот редкий и ценный экземпляр бизнес-класса произведён в 1936 году. Кузов изготовило знаменитое дизайнерское ателье «Амби-Бадд». На сегодня в мире известны лишь четыре сохранившихся аналогичных автомобиля. Наш «герой» был выпущен в Ганновере и привезён на грузовом судне в Восточную Пруссию. Счастливым обладателем этого чуда инженерной мысли стал преуспевающий бизнесмен из Кёнигсберга Франк Неклер, который занимался поставками в город зерна, муки и прочего продовольствия. За роскошный чёрный «Ханомаг» Неклер выложил круглую сумму 5 100 рейхсмарок. Но, увы, радоваться своему приобретению Неклеру было суждено лишь два года. В 1938 году при странных обстоятельствах погибла его жена. А вскоре в полицию поступил донос соседа, которому давно не давало покоя финансовое благополучие Неклера. Тот обвинял бизнесмена в убийстве супруги. Несчастный был арестован и закончил свои дни на гильотине. И только через два месяца выяснилось, что жена Неклера погибла в результате несчастного случая.
Война и мир «Ханомага»
Эта трагедия была лишь началом эпопеи Hanomag Sturm. В 1939 г. его мобилизовали на фронт. С частями вермахта он оказался на Украине. В 1944 году войска Советской армии пошли в наступление и автомобиль оказался брошенным на освобождённой от немцев территории. Его обнаружил советский офицер в Николаевской области. Он спрятал машину в стоге сена на заброшенном хуторе. А после окончания войны вернулся за ней.
Обстоятельства благоприятствовали военному: вскоре он возглавил отделение милиции Первомайска. Воспользовавшись служебным положением, поставил раритет на учёт и получил на него советские госзнаки. После чего гордо разъезжал на престижном авто более 35 лет, пока не продал его. Следующий владелец Hanomag Sturm завербовался работать на Север. В 1985 году на немолодом, но крепком и выносливом автомобиле он доехал до Мурманска. Оттуда месяц автомобиль добирался в Норильск на борту ледокола «Ленин».
Третий владелец «Ханомага» за 20 лет сменил несколько мест жительства. В 2016 году уже изрядно обветшавшую, в разобранном состоянии машину приобрёл коллекционер Михаил Гвозденко. Потратил на его восстановление несколько лет и теперь успешно снимает авто в фильмах про войну.
Последняя значимая роль «Ханомага» - в сериале «По законам военного времени» (16 +), где на раритетном автомобиле ездили звёзды Александр Панкратов-Чёрный и Екатерина Климова.
Зловещая слава «Ханомага» вдохновляла драматургов. Уже через год после судебного процесса над Неклером и его казни кёнигсбергский драматург Герман Гезе в 1939 году написал пьесу «Убить жену в Кёнигсберге» (16+), которая вызвала ажиотажный интерес. Предполагалась постановка на сцене, но помешала война.
Отгремели военные годы, и пьеса привлекла внимание двух знаменитых французских детективщиков - Пьера Буало и Тома Нарсежак. В 1952 году на свет появился леденящий кровь психологический хоррор «Та, которой не стало» (16+).
На сегодня в мире известны лишь четыре сохранившихся аналогичных автомобиля.