Рост цен в Калининградской области не обсуждает разве что ленивый. Увеличение доли расходов на продукты питания в общем семейном бюджете замечают даже те, для кого это обычно не было проблемой. В постоянной повестке региональных властей вопрос, как сделать так, чтобы хотя бы социально значимые продукты оставались доступными. На общей волне к обсуждению темы подключился и бизнес, заинтересованный в сохранении клиентов.
Гуманные наценки
На днях Балтийский Деловой клуб провел «круглый стол», на котором предприниматели обсудили, в чем они видят дополнительные возможности по снижению темпов роста цен. На встреч пригласили представителей областного Минсельхоза и Минэка с тем, чтобы замечания и предложения были услышаны в кулуарах власти.
На сегодняшний день в регионе действует соглашение между правительством области, несколькими торговыми сетями и десятью местными производителями о том, чтобы ограничить наценку на некоторые позиции. Последствия такой работы покупатели могут промониторить, найдя в магазинах так называемые социальные ценники. Но пока в списке только 26 позиций, что явно не назовешь продуктовым разнообразим в рационе отдельно взятой семьи.
Итак, что же предлагает бизнес.
Глава компании «Натурово» Александр Иванов является одним из подписантов данного соглашения со стороны производителей:
«Точек изменения цен, на мой взгляд, достаточно много, но часть из них относятся к государственным возможностям. Это и налоговые отчисления, и работа банковской сферы. Мы, как представители бизнеса, констатируем, что в наценке отражены, в том числе, и издержки, связанные с деятельностью госорганов в части контроля. Быстрое решение проблем снижает расходы бизнеса».
«Во всех больших городах я захожу в торговые сети и очень злюсь, потому что на мою продукцию наценка 150-180 процентов, - признался руководитель колхоза «За Родину!» Сергей Лютаревич. - В калининградских сетях наценка намного ниже. У каждого производителя есть своя себестоимость, и в последнее время она очень сильно растет, не всегда можно на это повлиять. Мы не можем отменить НДС, логистика подорожала почти в два раза за последние восемь месяцев. Большая часть товаров, которые сюда ввозятся, не попадают под санкции, поэтому субсидия на перевозки на них не распространяется. Думаю, что местным производителям двигаться в цене уже некуда. А вот по тем товарам, которые ввозятся в Калининградскую область, думаю, есть куда подвинуться в плане снижения издержек».
Умерить аппетиты
А вот представители ритейла не совсем согласны с тем, что у местных производителей товаров исчерпаны возможности для снижения отпускных цен.
«Производители тоже должны умерить свои аппетиты по рентабельности, - считает председатель совета директоров компании «Юринат» Юрий Дергачёв. - Торговля у нас в регионе – это достаточно высоко конкурентная отрасль. И представлена различными форматами, как региональными сетями, так и федеральными. Мы поддержали соглашение о сдерживании цен, несмотря на то, что в чем-то пришлось снизить маржинальность. Для нас важно было, что к этому соглашению присоединились и производители, обязуясь сдерживать цены на продукцию».
Заметистель директора «Spar-Калининград» Алексей Елаев и вовсе сообщил, что порой сети торгуют социальными товарами себе в убыток.
«Наша компания была первой торговой сетью, которая еще в августе прошлого года внедрила социальные «синие ценники» на некоторые значимые продукты. Все началось с яиц первой категории и постепенно добавились другие товары. Цены по «синим ценникам» устанавливаются ниже издержек сети, связанных с продажей товаров. Это часть нашей социальной ответственности. У сетей нет других денег, кроме как деньги покупателей. Нет льготных кредитов, субсидий, иных форм господдержки. Наши коллеги с Дальнего Востока уже столкнулись с проблемой вымывания товара, потому что им не хватало оборотных средств. Для торговых сетей, как и для производителей, так же важно иметь доступ к льготным кредитам, тогда и цены будут расти медленнее».
Директор ООО «Новая Аптека» Игорь Кастусик обратил внимание собравшихся на то, что самое важное в регулировании цен на рынке – это здоровая конкуренция. И если соседний магазин продает что-то дешевле, то и рядом стоящей точке волей неволей придется умерить свои аппетиты.
«Аптекам ограничили наценку на большую часть ассортимента лет десять назад. И это процентов тридцать товарооборота. Остальное – свободное ценообразование. Но вы видите, какая конкуренция по аптекам, мы давно уже эти наценки не выбираем. Для кого-то будет удивительно, но аптеки не зарабатывают на наценке, мы зарабатываем на том, что нам поставщики платят бонусы, а производители российских дженериков платят за то, что мы их продаем. Главное, что может испортить жизнь людям – это ограничение цен. Все, что должно сделать государство, - это контролировать доминирование тех или иных сетей и производителей».
Так же среди причин, из-за которых цены в Калининградской области растут слишком быстро, были названы факторы повышения тарифов на услуги естественных монополий, а так же дорогое сырье, ввозимое для работы местных производителей. По мнению участников круглого стола, если бы государство могло ввести мораторий на рост тарифов или предусмотреть субсидирование ввоза сырья в регион, рост цен на продовольствие можно было бы сдержать.