Власти нашего региона планировали к 2018 г. принимать здесь около 7 млн туристов в год. Пока приезжает только полмиллиона. Вся наша область с населением в 955 тыс. человек принимает гостей не больше, чем польские Миколайки с 4 тыс. горожан. Почему же наши желания никак не воплотятся в жизнь?
Накануне Всемирного дня экскурсовода председатель правления Ассоциации гидов области Владимир СМИРНОВ рассказывает, что у нас происходит в сфере туризма. В начале 1990-х мы умудрились принять в один из годов около миллиона туристов! С тех пор их число падает. Почему?
- Самая путешествующая нация в ЕС - немцы. Много их ездит в Петербург через Прибалтику, - рассуждает Владимир Смирнов. - Но визовые формальности всё жёстче. Чтобы въехать к нам, иностранцу нужно истратить порядка 70 евро на визы и справки. Цена одного только перелёта для немца сопоставима с пятидневным отдыхом в Польше. А одна ночёвка в нашей гостинице обходится в среднем в 70-90 евро. И многие задумываются: а чего ради мы туда поедем?
Чтобы люди решились преодолеть эти препятствия, в области их должно ждать нечто такое, что вознаградит за потраченные усилия. Теоретически есть возможность дать им это. Кёнигсберг - город королей, столица Восточной Пруссии... Что до истории, здесь мы заткнули бы за пояс соседей-поляков, литовцев. Но в видовой составляющей (картинке) проигрываем.
- И иностранцы, и россияне, увидев наш безумный архитектурный замес - хрущёвки, красивую историческую застройку и новые, часто странные на вид, торговые центры, восклицают: "Боже мой! Что же вы тут натворили!". Им трудно понять, почему городские власти по закону не вправе определять внешний вид строящихся зданий.
Янтарь и провесная скумбрия
Туристам интересны Куршская коса, Янтарный с его карьером. Нравятся города-курорты, но там исчезли пляжи. А совсем рядом, в литовской Паланге, каждый год намывают по 100-150 м песчаного берега. В Германии также эту проблему решили, вдобавок там роскошная туристическая инфраструктура по доступным ценам. На острове Узедом (Германия) снять апартаменты на четверых обходится в 50 евро в сутки в горячий сезон. В Светлогорске - примерно в 6 раз дороже!
- Недавно мы в ресторанчике под Палангой заказывали хороший ужин с напитками на 15 человек. Обошлось всего в 4 тыс. рублей! - удивляется Смирнов.
У нас даже вопрос с туалетами и стоянками для туравтобусов стал трудноразрешимой проблемой. Несколько лет назад был случай, когда турфирмы отказались везти гостей в Балтийск, потому что там нет ни одного общественного туалета...
Ещё один вопрос, который возникает у туристов: а что у вас тут такого "местного"? Хорошо бы иметь турцентры, где есть кафе с традиционной кухней, нормальный чистый туалет и торговля местными товарами: провесной скумбрией, килькой в томате, мясными деликатесами, водкой, коньяками. И, конечно, янтарём. Это то, что охотнее всего покупают туристы. Была идея создать такой центр на базе бывшей янтарной мануфактуры. Но у нас такие проекты реализуются через определённые процедуры, связанные с финансированием, поэтому их воплощение в жизнь проблематично...
Имидж пугает
Пока, по оценке доцента кафедры сервиса и туризма БФУ им. Канта Валентина КОРНЕЕВЦА, международный туризм даёт области около $40 дохода на душу населения. В семь раз ниже, чем в Польше.
- Доступность региона - главная проблема, - согласен эксперт. - Россиянам нужно или лететь самолётом, или иметь загранпаспорт. А для иностранцев есть Постановление Правительства РФ от 1992 г., регламентирующее их перемещение. В списке мест, куда въезд ограничен, напротив каждой области - несколько строчек. Зато для Калининграда - перечень на страницу. Территории, связанные с военными объектами (около 30% области, и это не считая 5-километровой приграничной зоны). Например, в Багратионовске и Советске иностранцы могут бывать лишь транзитом.
Наши козыри - история и море. Сейчас восстанавливают 5-й форт. Решили вывести тюрьму из замка Тапиау... Но большинство памятников - в руинах. Поднимать их надо, но на какие деньги? Валентин Корнеевец предлагает взглянуть на опыт Варшавы и Гданьска, где многое реконструировали за счёт международных организаций.
- И мы могли бы обратиться к ним за помощью, - уверен он. - Не нужно стесняться...
В развитии водного туризма - застой. За чей счёт строить яхт-порты? Местный бизнес ещё слаб. Зарубежный прийти не решается: не видит чётких перспектив.
- Для иностранного инвестора, как и для туриста, играет роль имидж, - продолжает доцент. - А он пока у области далеко не безоблачный. С нами связывают ПРО и милитаризацию. В этом смысле область - заложница высокой политики. И переломить этот стереотип трудно: конкурентов много и каждый борется за туриста.
КОММЕНТАРИЙ
Министр по туризму Калининградской области Марина АГЕЕВА: "До сих пор средства на развитие туризма выделялись в рамках областной программы "Развитие Калининградской области как туристического центра на 2007-14 гг.". Её бюджет - от 3,5 млн руб. в 2007 г. до 18,1 млн в 2014-м. По меркам других областных программ, совсем немного. В 2012 г. бюджет программы увеличили до 100 млн - для разработки концепции и проектно-сметной документации на объекты формируемого кластера. Однако работа затянулась по вине исполнителей, деньги вернули в бюджет...
Сейчас разрабатывается новая стратегия развития туризма в области. Цель - создание отрасли, способной удовлетворить разнообразные потребности в рекреационных услугах российских и иностранных гостей... Превращение туризма в конкурентоспособную на российском и балтийском рынках отрасль. Планируется выйти на 1,5-2 млн туристов в год к 2020-22 гг. С ежегодным приростом турпотока до 10%. Для этого необходимы комплексное развитие, включающее аэропорт и таможню, а также более совершенная статистика".