Примерное время чтения: 4 минуты
99

Калининградцев пересадят на велосипеды

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35 29/08/2012

На прошлой неделе в Калининград по личному приглашению главы города Александра Ярошука приехал всемирно известный архитектор-урбанист Ян Гейл. Это он пересадил некогда автомобильный город Копенгаген с машин на велосипеды, заставил жителей Нью-Йорка, Сиднея и других мегаполисов ходить пешком. Похоже, теперь то же самое "грозит" калининградцам.

- Ещё пять лет назад горожане жаловались на перебои с водоснабжением, газом, теплом... Теперь они хотят, чтобы было больше скверов, зелени, хороших тротуаров, чтобы нормально работал общественный транспорт, - говорит Александр Ярошук. - Коммунальные проблемы не ушли, но 59% обращений сейчас - на тему комфорта среды города.

Глава Калининграда предложил датскому архитектору стать консультантом в вопросах развития комфортной городской среды. Об этом шла речь на "круглом столе" в БФУ им. И. Канта, где собрались местные архитекторы и общественники.

Велосипедные "пробки"

Пешеходная улица Стрёгет на родине Гейла, в Копенгагене, - самая длинная торговая пешеходная зона в Европе. В столице Дании 37% жителей добираются на работу на велосипедах, этот показатель быстро растёт, и там даже случаются велосипедные "пробки"... Копенгаген превращался в самый велосипедный город мира почти 40 лет. Каждый год здесь убирали 2-3% парковок в центре. В 1968 г. сделали пешеходной целую улицу, затем ещё одну и ещё. У этого явления даже термин появился: "копенгагенизация". Гейл за свою долгую успешную карьеру успел частично "копенгагенизировать" Лондон, Сидней, Нью-Йорк... Это по его инициативе сделали пешеходной большую часть Бродвея. Здесь перемены обошлись недорого - по цене банки краски: просто перерисовали разметку на дороге...

Человек должен двигаться хотя бы час в день, иначе не избежать ожирения. Городам нужны пространства для встреч, приятные места, где можно перекусить, прогуляться, пройтись по магазинам. В Копенгагене люди проводят на пешеходных улицах и летних кафе 9 месяцев в году. Мировая тенденция такова, что в последние 25 лет города исправляются, ограничивая автомобильное движение в пользу пешеходов. Исследования показали, что в таких городах растёт и продолжительность жизни, и даже экономика.

Слишком добры к машинам

Пробыв в Калининграде всего сутки, Гейл успел оценить нашу транспортную ситуацию.

- Вы слишком добры к машинам! - восклицает датчанин. - В городе их огромное количество и они движутся и паркуются хаотично. Нужно работать над транспортной политикой. Центральные улицы необходимо освобождать от легковых авто, а общественный транспорт не должен стоять в "пробках"... А вообще, уже сейчас надо потихоньку привыкать к ходьбе и велосипеду. Нужно хоть в порядке эксперимента перекрывать на выходные пару улиц. Подумайте об этом, потому что эра дешёвого бензина заканчивается, - припугнул копенгагинец.

Калининградский архитектор Олег Васютин уверен, что наших людей будет непросто пересадить на велосипеды. Мы ещё собственными автомобилями не насытились. Однако от "копенгагенизации" нам не уйти.

Не смогут застроить

Город уже сейчас сделал первые шаги навстречу пешеходам.

- Мы поставили на кадастровый учёт скверы и парки, чётко сформировали зелёные зоны, - рассказывает Александр Ярошук. - Пока нет средств, чтобы привести их все в хорошее состояние, но главное - эти участки сохранятся. Их уже не смогут застроить. В этом году мы начали благоустраивать скверы и прогулочные зоны: Фестивальную аллею, озеро Летнее, ул. Тельмана и другие.

Даже на землях, когда-то выделенных под застройку, городские власти поменяли правила землепользования. Теперь 20% участка нужно будет отдать под рекреацию, определённый процент - под стоянки... Кроме того, в этом году обустроят четыре сквера. Запущена обширная программа ремонта тротуаров. Готовится закон, по которому город сможет согласовывать фасады зданий. Уже сейчас власти всерьёз думают над тем, какую из главных улиц закрыть для автомобилей хотя бы на выходные.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно