Военная прокуратура Балтийского гарнизона предотвратила кражу 187 т дизтоплива с танкера "Олекма". Преступники осуждены, но расследование продолжается: речь идёт о контрабанде 547 т горючего на сумму 8,57 млн руб.!
Флот питает "чёрный" рынок
Балтийск - город уникальный. Так, по данным районного ГИБДД, здесь число автомобилей с дизельным двигателем больше, чем в любом другом райцентре области. А вот эксперты компании "Сургутнефтегаз" жалуются, что продажи дизтоплива в Балтийске примерно на треть меньше, чем в городах, сопоставимых с ним по числу авто. 42-летний Александр, который уже 6 лет занимается частным извозом, этому не удивляется: "Многие ездят на стареньких дизелях и заправляют машины не на АЗС, а солярой, купленной с рук. Раньше литр стоил 14 рублей, а сейчас подскочил до 15". "Левое" топливо имеет военное, преимущественно корабельное происхождение. Качество его скверное, двигатель надо частенько ремонтировать, но всё равно семейному бюджету - экономия.
Откуда армейское дизтопливо появилось на "чёрном" рынке? По данным Военно-следственного управления БФ главным каналом являются хищения. В частности, в управлении расследовали дело в отношении командира части капитана 2 ранга Александра Х. и его подчинённого - начальника склада ГСМ Михаила Я. Они продали коммерсантам 10 т дизтоплива на сумму более 140 тыс. руб. И такие эпизоды не единичны. Но случай, происшедший в конце декабря 2010 г. и выявленный прокуратурой Балтийского гарнизона, ставит вышеназванных товарищей в ряды жалких дилетантов. Лишь чудом удалось предотвратить кражу с танкера "Олекма" 187 тонн соляры. Флагман Балтфлота СКР "Неустрашимый" мог ходить на этом топливе более недели!
Чужую вину взяли на себя?
Мы не случайно вспомнили о "Неустрашимом". Эта криминальная история началась 6 июня 2010 г., когда эсминец и "Олекма" вышли из Балтийска на боевую службу в Аденский залив. С этого дня вплоть до возвращения вахту у двигателей поочерёдно несли старший механик Иван Бабкин и второй механик Алексей Сергеев. В их обязанности, помимо прочих, входило списание израсходованного корабельными дизелями топлива. Делали они это в соответствии с приказом Минообороны (1994 г.), который определяет расход различных типов топлива в зависимости от пройденных миль. Но в жизни всё сложнее: так, судно, идущее по ветру или по течению, расходует мало топлива. Вот и "Олекма" зачастую тратила топлива меньше, чем положено по нормам. Но по данным следствия Бабкин и Сергеев это умышленно не учитывали и списывали соляру по максимуму.
На следствии Сергеев рассказал, что вскоре после возвращения из похода "встретился с неизвестным ему молодым человеком по имени Алексей". Тот захотел купить дизтопливо. 24 декабря на мобильный телефон ему позвонил ещё один неизвестный и назвал параметры сделки: "Возьмём 15 т соляры по 3 "рэ" за литр. Устраивает?". Сергеев, посоветовавшись с Бабкиным, согласился. Они должны были получить 45 тыс. руб. Сделку назначили на 24 декабря. Свидетель по делу Константин Л. признался, что "неизвестный ему мужчина по имени Максим" предложил 3 часа подработать шофером на седельном тягаче-заправщике VOLVO. Гонорар - 2 тыс. руб. Вечером Максим передал ему ключи и документы от тягача и отправил к 57-му причалу Военной гавани. В 21.30 бензовоз был на месте. На "Олекме" тем временем готовились к перекачке топлива. Сергеев вызвал вахтенного моториста и, не посвящая его в детали, велел принять с берега шланг, подсоединить к топливной системе и включить насос. Вскоре дизтопливо хлынуло в ёмкость автозаправщика. Но через несколько минут перекачку остановили офицеры ФСБ и военной прокуратуры. Максим и два его сообщника сбежали. Отдельного внимания заслуживает VOLVO. Автомобиль имел закрытый контейнер с прорезиненной цистерной на 25 т, электрогенератор и две мотопомпы. Он был конфискован.
Дело о хищении топлива поступило в суд. Был вынесен приговор. Механики И.Бабкин и А.Сергеев осуждены УСЛОВНО на срок в 2,5 года и выплатят штраф по 4 тыс. руб. За столь мягкий приговор оба должны благодарить сотрудников ФСБ и прокуратуры, которые предотвратили преступление. Интересно, что осуждённые не выдали загадочных Максима и Алексея и, видимо, увели их от наказания. Вызывает сомнение, что командование корабля не знало об огромных излишках топлива. Осуждённые взяли на себя чужую вину? Нам стало известно, что в феврале 2011 г. из Главного штаба ВМФ на соединение поступила разгромная телефонограмма. В ответ командир части капитан 2 ранга Андрей Крыльцов издал приказ о наказании причастных к происшествию членов экипажа "Олекмы". Например, капитан танкера Алексей Ц. и два других специалиста приказом были "уволены по недоверию". В Москву ушёл соответствующий доклад. Но! Все они до сих пор продолжают работать на своих должностях...
Пиратов ловили контрабандисты
Михаил Аскоченский не исключает, что кражи по схожему сценарию в этой части происходили и раньше. "Главный вопрос этого дела: откуда на самом деле взялись излишки топлива? - говорит Михаил Сергеевич. - Если механики работают по инструкции, учитывают погрешности, излишков практически не остаётся. Поэтому мы продолжили расследование в рамках нового дела. На этот раз - по факту... контрабанды".
Старший следователь военно-следственного отдела Балтийского гарнизона Александр Аношкин выяснил шокирующие обстоятельства. Оказывается, 6 декабря 2010 г., возвратившись на базу, "Олекма" проходила таможенный контроль. Второй помощник капитана Олег Умрихин представил все документы, в т. ч. декларацию судовых запасов, подписанную капитаном. Выходило, что незаконных грузов, кроме дизтоплива для собственных нужд, на "Олекме" нет. Танкер таможню прошёл без проблем. Но следователь скрупулёзно проверил все документы и выяснил: после прихода в Балтийск "Олекма" неоднократно передавала топливо на другие суда, а 61 тонну израсходовала сама. Эти данные суммировали, и вышло, что перед прохождением таможни на борту танкера было более 850 т горючего при заявленном количестве в 340 т. Итого, контрабандой на территорию РФ ввезли 546 т дизтоплива! При таможенной стоимости топлива 15,7 руб. за кило цена "левого" груза составила 8,57 млн руб.! Действия командования танкера классифицируются по ст. 188 УК РФ ("Незаконное перемещение через таможенную границу грузов в особо крупном размере с использованием должностного положения"). Здесь предусмотрено наказание - до 10 лет лишения свободы и штраф до 1 млн руб. Следствие продолжается.
Комментарий
- К моменту возвращения танкера в Балтийск на судне образовался серьёзный излишек неучтённого дизтоплива, - рассказал военный прокурор Балтийского гарнизона полковник юстиции Михаил Аскоченский. - Воспользовавшись этим, И.Бабкин и А.Сергеев решили продать горючее, а вырученные деньги присвоить.