Примерное время чтения: 3 минуты
147

Ирония Пальмбургского моста

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48 01/12/2010

Одна из достопримечательностей Калининграда - Пальмбургский мост. Он знаменит тем, что с января

1945 г. разведён и до сих пор не нашлось технологий и денег, чтобы свести его.

Рождением мост обязан спецпрограмме строительства автострад, разработанной в Германии ещё во времена Веймарской республики. Эти бетонные автострады, кроме экономического, имели и военное значение: по ним за несколько часов механизированные части вермахта можно было перебросить из одного конца Германии в другой. Строительство моста на трассе Кёнигсберг - Берлин (длиной 633 м с четырьмя полосами движения) закончилось в 1938 г. Он перекрывал два рукава реки Прегеля и её заболоченную пойму в восточном пригороде Кёнигсберга, в окрестностях посёлка, носящего сегодня имя Прибрежное,

Загадка Пальмбургского моста состоит в том, что он... никогда не был разводным. Но этот важный объект на стратегической автостраде имел инженерную изюминку. На опорах, расположенных по берегам Прегеля, лежали пролёты, консолями направленные в сторону русла. На консолях были специальные вставки - они уравновешивали конструкцию. А в опорах моста ещё во время строительства были предусмотрены минные камеры, куда в критический момент можно было заложить немного взрывчатки и "экономно" подорвать мост. Что и произошло в ночь с 29 на 30 января 1945 г., когда части Советской Армии подошли к Кёнигсбергу. После взрыва массивные вставки упали в реку и перекрыли фарватер, а консоли, выйдя из равновесия, разошлись, как пролёты разводного моста. Наши части на этом участке фронта остановились и не могли продвинуться вперед вплоть до падения города 9 апреля 1945 г.

До поры до времени руинам Пальмбургского моста радовались только киношники, и разрушенный мост частенько мелькал в кинокадрах. Так, в 1949 г. в фильме "Встреча на Эльбе" Преголя "изображала" Эльбу, а сцены братания советских и американских солдат снимались на фоне "разведённых" консолей.

В 90-х годах вновь заговорили о перспективах автострады Калининград - Берлин. Собирались превратить "совковую" трассу в нормальный европейский автобан. На объект подогнали тяжёлую технику, начались работы. Но как всегда финансирование закончилось раньше, чем удалось свести консоли. А дорога, восстановленная на своей территории поляками, упёрлась в наш просёлок с полуразрушенным мостом.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно