Автор рок-оперы "Юнона и Авось", музыки к кинофильмам "Про Красную шапочку", "Буратино", "Тот самый Мюнхгаузен" приехал в Калининград. В театре на Бассейной ставят его рок-оперу "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты". Наши актёры будут первыми, кто споёт её с новыми словами.
Не комсомольский герой
Спектакль будет готов в июне - к фестивалю "Будущее театра" в рамках "Балтийских сезонов"...
"Хоакина" ставили много раз. Год назад, к примеру, в Техасе - американская балетная труппа под русскую фонограмму 1978 года.
- Американцы горячо аплодировали, что было для меня удивительно, - рассказывает Рыбников. - Ведь техасские рейнджеры там абсолютно не положительные герои.
Хоакин для Латинской Америки. как Чапаев для России. О нём поют и слагают легенды с середины XIX века. В 1970-е, по задумке советских руководителей культуры, он должен был стать комсомольским героем.
- Нужно было вогнать спектакль в определённые рамки, чтобы его принял Минкульт, - говорит мой собеседник. - А сейчас надо. наоборот. из этих рамок "выводить".
В собственном театре Рыбников поставил "Хоакина Мурьету" два года назад. И пока у его труппы нет собственного помещения, возит спектакль по крупным городам России. Калининградской постановки он ждёт с большим интересом: наши актёры будут первыми в России, кто споёт "Хоакина" с новыми словами. Автором старого - советского либретто был Павел Грушко. Новый текст для рок-оперы сейчас дописывает Юлий КИМ - выдающийся поэт-песенник. Сейчас спектакль ещё сырой: актёров предстоит одеть, дорисовать декорации. Скоро в Калининград приедет каскадёр из ВГИКа, он поможет поставить некоторые трюки. А солистов отправят на стажировку в Москву - "подтягивать" вокал.
Мой золотой ключик
Рыбников - убеждённый "буратинист".
- Не смотрите. что Буратино - детский герой, - размышляет Алексей Львович. - У него глубокая философия. Каждый из нас - Буратино. Приходим в эту жизнь наивными, и нас начинают учить враги, мошенники и хорошие люди. А золотой ключик для каждого - цель жизни. Я, например, хочу получить свой театр, что роднит меня с Буратино. Так же, как и он, пройдя через множество перипетий. Вы думаете, все рады, что ты талантлив? Нет! Возникает активное противодействие на инстинктивном уровне. Как было с "Юноной и Авось": сначала успешная премьера в Ленкоме, а потом суд с Минкультуры за право издать альбом. Суд я выиграл. Но в отместку мне тогда перекрыли кислород, были выпады против моих родителей. Если бы тогда не поддержали Пьер Карден и 4-й канал английского ТВ ( "Юнона и Авось" шла за границей с большим успехом), закончилось бы всё печально.
- Почему вы не воспользовались моментом, чтобы уехать? - спрашиваю я.
- Не хотел потерять творческую самостоятельность, выполнять заказы, интересные только им, - говорит композитор. - Иначе там можно писать что угодно, но тебя не будут исполнять. А здесь, пусть в жутких условиях, но я делал то, что мне нравится.
Алексей Рыбников признался, что потерял интерес к важнейшему из искусств и редко соглашается писать саундтреки к фильмам. Исключением разве что стал фильм Хотиненко "Поп" - тема показалась важной.
- Пишу большие симфонические сочинения для оркестра и хора, - говорит мастер. - Недавно премьера состоялась у Юрия БАШМЕТА, и это очень приятно.