У ихтиолога и чемпионки России по подводному плаванию Луизы ЩЕРБИЧ дома одна из комнат уставлена кораллами и морскими раковинами. Это не сувениры, купленные у туземцев в турпоездках, а трофеи, собственноручно добытые со дна моря!
За каждым - большая или маленькая победа, некоторые приходилось доставать с глубины больше 10 м. Не всякий мужчина выдержит такое погружение.
- Первый раз я нырнула в Японском море, когда проходила практику в Приморье. Красота под водой необыкновенная, - вспоминает хозяйка "коралловой комнаты". - Жизнь кипит: всё движется, всё друг друга ест, и, тем не менее, всё процветает! Я получила сильнейшие впечатления. Тогда же, в 1968 г., в коллекции появились первые экземпляры.
В 1991 г. Луиза Васильевна отправилась вместе с мужем-моряком в рейс. Собирались на 3 месяца - сходить в Атлантику за тунцом и вернуться. Но плавание, к радости нашей героини, растянулось больше чем на полгода. Из Атлантики отправились в Индийский океан, в район Сейшельских островов.
- Пока судно стояло на рейде, я садилась на автобус и ехала вдоль побережья. Выберу безлюдный пляж, оставлю на берегу тапочки и одежду и ухожу часа на три нырять с трубкой и маской, - вспоминает Луиза Васильевна. - Вода очень тёплая. Брала с собой питонзу (сетку), молоток и обычный скребок для палубы. Собирала те кораллы, которые нравились более всего... К сожалению, ни одного научного названия их не знаю - я специалист по рыбам.
- Вот эти прибрежные кораллы достались легко, - указывает на плотные "соляные столбики" ихтиолог. - Когда отлив, они появлялись над водой. А вот красавицы - тридактные раковины. Они одеты в чёрную мантию, которую шевелит течение. Их спинки крепко скреплены с грунтом. Свою самую крупную раковину я увидела на большой глубине. Такая она была красивая, что решила непременно её достать. Опущусь, пытаюсь отбить её от камня, но она не поддаётся. Покинуть это место, чтобы отдохнуть, нельзя - потом его не найдёшь. Думаю: "Или ты, или я. Живым останется один из нас". Больше часа трудилась. Выплыву, полежу на воде, опять ныряю. С большим трудом её взяла.
В каюте мужа все ёмкости, включая ванную, были заняты кораллами. Дары моря нужно неделю держать в хлорке, иначе будут разлагаться. Поэтому сейчас все экспонаты одинаково белые.
- А были разноцветными. И коричневые с переливами, и ярко-жёлтые, как инспектора ДПС в светоотражащих жилетках, - рассказывает Луиза Васильевна. - А вот морские ежи - их достать сложно, прячутся между камней. Раковины-конусы - разных оттенков розового. На вид нежные, но вообще-то могут ужалить.
Нашей героине везло: кораллы не кусались, крупные акулы обходили её стороной. Самые грозные хищники, с которыми довелось повстречаться, - кошачьи акулы у берегов Анголы и барракуды. У Сейшел Луиза Васильевна решила покататься на большой черепахе. "Схватилась за её "плечи", но когда начали плыть, я испугалась и в панике всплыла. Ощущение необычное - такая силища в этой черепахе, хотя на вид она неуклюжа и медлительна", - вспоминает ныряльщица.
В коллекции Луизы Щербич около 150 экспонатов. Она говорит, что когда-нибудь пригласит специалиста по кораллам, чтоб он назвал эти морские "чудеса" своими научными именами.