Накануне Дня рыбака журналисты «АиФ-Калининград» отправились на ночную рыбалку.
В день нашего выхода в море в порту Пионерского тихо: у берега пришвартовано всего несколько десятков рыболовецких судов, некоторые из них по 2-3 месяца не были в море.
«Всего 10 лет назад здесь кипела жизнь и суда стояли «в три борта», - встречает нас у трапа Александр Матвеев, моряк с 30-летним стажем, капитан судна «Асаной», на котором мы выходим в море. - Наш «борт» - бывший норвежский паром, переделанный под морской промысел. Сегодня это единственное в области рыболовное судно, которое привозит пойманную рыбу на берег ещё живой. Такой способ ловли давно используют в Европе, но для нашего региона он - в новинку».
«Асаною» уже более 40 лет, но выглядит он значительно лучше соседствующих с ним российских «посудин» более поздней постройки.
«После выхода из порта, перед тем как распустить трал, последует ритуал, чтобы рыбалка удалась. Но посторонним его видеть нельзя: моряки - народ суеверный, - предупреждает нас Александр Рудольфович. - Вот, смотрите, - капитан указывает на монитор, где в водных слоях видна рыба (сейчас уже все суда оборудованы электронными системами навигации и наблюдения), - рыбы уже достаточно, чтобы бросить трал. Но в этих водах ещё действует запрет на вылов. Надо ждать».
Вместе с капитаном в море ходит и его сын Кирилл. Но, оказывается, против воли отца.
«В былые времена рыбаки не сомневались: завтра у тебя точно будет работа, - объясняет капитан (в голосе - неподдельное сожаление). - Придёшь с моря, а на следующий день тебе уже звонят, предлагают новый рейс. А сейчас надо самому бегать, работу искать. Молодым привычно, а для нас, бывалых, это уже в тягость».
Да и зарабатывали моряки тогда чуть ли не больше всех, а сейчас и на берегу можно найти более прибыльную работу.
«Но и сам я уже не могу работать на берегу, - вздыхает Александр Рудольфович. - Трудно высидеть с 9 до 17 в конторе - тоскливо становится».
«Поступил в мореходку втайне от отца - он вообще думал, что я учусь в другом университете на другой специальности, - улыбается в ответ Матвеев-младший. - А я с детства знал - буду моряком или водолазом. Сейчас стою на бирже труда, а в море хожу ради удовольствия. Не зря говорят: «Моряк - это не профессия, а диагноз».
Охота на рыбу
Через несколько часов хода, после выброса трала, началась настоящая «охота» за рыбой.
Всю ночь хозяин судна и капитан попеременно дежурили на мостике возле мониторов и следили за передвижением стаи кильки.
Под утро капитан созывает команду.
«Сейчас будем «брать банк», - с азартом в голосе произносит Александр Рудольфович и отдаёт приказ вытягивать трал. - Хода практически нет, значит, рыба есть».
Не прошло и часа, и улов оказывается в трюме. Время до возвращения в порт уходит на сортировку рыбы - живая килька и салака перекочёвывают в контейнеры с искусственным льдом, а камбала, судак, сарган летят за борт.
Возмущённо спрашиваю у капитана: »С чего вдруг такая расточительность? Рыба-то хорошая и ещё живая!». Оказывается, действует запрет на вылов этих видов рыб.
А на берегу тем временем судно уже ждёт погрузчик - рыба тут же отправляется на прилавки калининградских магазинов. У экипажа есть несколько часов на отдых, а вечером - снова в море.
Благодарим за помощь в подготовке материала и гостеприимство экипаж судна «Асаной», капитана Александра Матвеева, владельца судна Андрея Рыкова.